Научно-методический центр Управления образования администрации г.Орска

На сайте

Вход на сайт

Забыли пароль?

Популярные материалы

  • План августовских совещаний Порядок проведения августовских совещаний руководящих и педагогических работников системы образования города (август 2013 г.)
  • Публичный (открытый) доклад Новые образовательные стандарты как инструмент развития муниципальной системы образования. О состоянии и результатах деятельности управления...
  • Сердце отдаю детям С целью выявления и поддержки талантливых педагогов, совершенствования и развития  муниципальной системы дополнительного образования детей и в...
  • Дайджест Введение во ФГОС Введение государственных образовательных стандартов второго поколения вызывает у педагогов множество вопросов. Материалы, которые представлены в...
  • План работы на сентябрь 2013 В плане произошли изменения! План работы методистов НМЦ на сентябрь 2013г.
  • Серии по ФГОС издательства Просвещение Серия "Стандарты нового поколения" Серия « Работаем по новым стандартам»
  • Октябрь 2013г План работы методистов НМЦ на октябрь  2013г

Жанры современной массовой литературы, темы, сюжеты

video_conference_icon 07 февраля 2014 года в гимназии № 2 г. Орска состоялся очередной сеанс видеоконференцсвязи в рамках программы «Гимназический союз России» Фонда поддержки образования по теме  «Жанры современной массовой литературы, темы, сюжеты», в котором приняли участие учителя 15 ОУ. При обсуждении типологического своеобразия современной литературы как типа художественного сознания массового человека 20-21 вв. особую активность проявили учителя ОУ: Плотникова  О.В., гимназия № 2; Сараева Т.И., СОШ № 8; Таранов В.Н.,СОШ № 26; Любославова И.А., СОШ № 37; Бакайкина Е.П., СОШ № 52.

Массовая литература – часть единого литературного пространства, низшая ступенька в ее стратификации.

Как современному учителю реагировать на читательский выбор учащихся, связанный часто с произведениями массовой литературы?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем точки зрения на этот феномен, высказанные разными писателями.

Хаксли: Следует учитывать, что массовая литература создается для, а не массами. Она состоит наполовину из банальностей, наполовину  - из жизненных истин.

Виктор Ерофеев: Массовая литература дает богатый материал для писателя-постмодерниста. Она может использоваться, как лягушки, крысы для естественнонаучных экспериментов.  Все зависит от взгляда на массовую литературу: если она субъект, то она смешна; если объект – имеет право на существование.

Борис Акунин: Массовая литература – занятие важное. Ею интересуются гораздо больше людей, она не всегда бывает примитивной. Она может быть и возвышенной.

Макс Рай (Светлана Мартынчик): Книга – волшебное зеркало, в котором читатель ищет себя.

В 90-е гг. в России наблюдался всплеск читательского интереса к массовой литературе. Это было вызвано  оторванностью советского читателя от мирового литературного процесса. (В СССР  все было табуировано, зарубежная массовая литература практически не издавалась.) В начале 90 гг. – бум переводной литературы: Толкиен, Б. Картленд, Желязны и др.

Старт отечественной массовой литературы связывают с появлением  в 1995г. женских детективов А. Марининой.  При этом жанр любовного романа остается в основном переводным.  Своеобразное  объяснение этому можно найти  у Т.Сотниковой: «В России любовный роман невозможен. Ведь это сказка о Золушке, которая стремится к принцу. А кто сегодня принц? «Братки»?» («Функция караоке»).

Основные жанры массовой литературы: мелодрама, детектив, фэнтези, фантастика, исторический роман.

Дж. Каути назвал  современную массовую литературу «формульной». (Логика построения сюжета – по формуле. Отсюда ее трафаретность, стереотипность.) А. Бурчаткин: «Писатель должен совпасть с ожиданием читателя. Важен не собеседник, а формула разговора».

В массовой литературе псевдоним – норма. Он остается собственностью издателя. Отсюда  появляются такие явления, как фантомные писатели, литературные «негры». Свободы  автора  в массовой литературе нет и быть не может.

Особенностью построения мелодрамы является  то, что она чаще всего является модификацией городского фольклора. Это «сказки для взрослых». Поэтому и строится она так же (вспомните работу В.Я. Проппа «О структуре волшебной сказки»).

Для массовой литературы характерен эскопизм (уход, выход). «Отправь голову в отпуск!» - слоган одного из издательств массовой литературы. 

«Учительная миссия русской литературы больше не работает». (А.Солженицын) Хотя  в некоторых произведениях появляется тенденция «отсылки к тексту» -  внутри массовой литературы совет прочитать произведения классики. (Т.Толстая «Кысь», А.Чиж «Опасная фамилия» и др.)

Важная задача массовой литературы – отражение нашей современной действительности в полной мере («Сегодня в газете, завтра – в куплете»).

Еще одна характерная особенность массовой литературы – включение в нее рекламы продуктов. Издатели заставляют включать их в текст произведений. Делается это на уровне выхода книги. Автор часто понятия не имеет, какие продукты будут рекламироваться в его книге (Например, в обувь какой фирмы будет обута главная героиня, сигареты какой марки будет курить герой и т. д.)

Книжный рынок полон. Это не признак болезни, это признак нормы. Важно, чтобы читатели понимали, что есть разные литературы.

Учителями г. Орска среди прочих был задан вопрос о правомерности использования  выпускниками школ  примеров из массовой литературы в качестве аргументов для подтверждения собственной позиции на ЕГЭ по русскому языку. Лектор ответила, что, с ее точки зрения, это вполне допустимо и нормально.

Любославова И.А., учитель СОШ № 37

17 февраля/ 2014 Автор: Автор: Admin Русский язык и литература Комментариев: 6 Просмотров: 65457

Похожие статьи

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.