Научно-методический центр Управления образования администрации г.Орска

На сайте

Вход на сайт

Забыли пароль?

Популярные материалы

  • План августовских совещаний Порядок проведения августовских совещаний руководящих и педагогических работников системы образования города (август 2013 г.)
  • Публичный (открытый) доклад Новые образовательные стандарты как инструмент развития муниципальной системы образования. О состоянии и результатах деятельности управления...
  • Сердце отдаю детям С целью выявления и поддержки талантливых педагогов, совершенствования и развития  муниципальной системы дополнительного образования детей и в...
  • Дайджест Введение во ФГОС Введение государственных образовательных стандартов второго поколения вызывает у педагогов множество вопросов. Материалы, которые представлены в...
  • План работы на сентябрь 2013 В плане произошли изменения! План работы методистов НМЦ на сентябрь 2013г.
  • Серии по ФГОС издательства Просвещение Серия "Стандарты нового поколения" Серия « Работаем по новым стандартам»
  • Октябрь 2013г План работы методистов НМЦ на октябрь  2013г

Новая проза о войне. Историческое прошлое как литературный сюжет

video_conference_icon 14.02.2014 г. В гимназии № 2 учителя гуманитарных дисциплин из 13 образовательных учреждений (гимназий № 2, 3, СОШ № 1, 8, 11, 13, 26, 27, 35, 37, 43, 52, 88)приняли участие в телесеансе «Новая проза о войне. Историческое прошлое как литературный сюжет».

            Для обсуждения были предложены вопросы:

    1. Как трансформируется проза о войне?
    2. Как литература может помочь в освоении истории?

Мария Александровна Черняк, доктор филологических наук, профессор кафедры новейшей  русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена, обозначила актуальность выбранной темы тем, что 2014 год – год значимых юбилейных дат:

    • 70-летие блокады Ленинграда;
    • 25-летие вывода войск из Афганистана;
    • 90-летие Ю.В. Бондарева, В.П. Астафьева, Б.Ш. Окуджавы, Б. Л. Васильева, В.В. Быкова;
    • Проза войны никого не оставляет равнодушным.

Мария Александровна обратила внимание слушателей на периодизацию литературы о войне. Она напомнила, что в читательском сознании проза войны существует как:

- проза периода войны, созданная писателями-фронтовиками и очевидцами;

- проза послевоенного периода;

- «лейтенантская проза» В. Быкова, Б.Васильева, К. Воробьева, В. Астафьева и др.

Важный посыл «лейтенантской прозы» помог говорить о войне сегодня: война – продукт повышенной степени идеологичности. Многие говорят, что «лейтенантская проза»  возникла как острое желание создать другую литературу, в отличие от идеологической литературы. «Лейтенантская проза» - окопная проза. Её целью было рассказать всю правду о войне 1941-1945гг. Следовательно, в основе этой прозы лежит субъективный реализм. Так соединились правда документа с субъективным восприятием факта.

90-е годы – перестроечное время. В этот период стали доступны многие документы, содержащие травмирующие исторические факты. Появились в свет такие произведения, как:

  • В.П. Астафьев «Прокляты и убиты», где представлено апокалиптическое  изображение войны;
  • Г. Владимов «Генерал и его армия», в котором автор изображает трагическую судьбу генерала Власова;
  • С. Алексиевич «У войны не женское лицо»  - опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны.

Мария Александровна рекомендовала для изучения на уроках литературы повесть В. Астафьева «Весёлый солдат», т. к. данное произведение перекликается со всеми произведениями современной литературы реализацией тех тем, которые представлены в романе «Прокляты и убиты». «Веселый солдат» - произведение о безжалостном отношении государства к солдатам, проливавшим свою кровь за страну.

В 90-ее годы постепенно входят в литературу «сыны войны»:

  • Э. Володарский «Шрафбат»;
  • В. Черных «Свои».

Эпоха 2000-х годов – время Афганской и Чеченской войн, время «горячих точек». Об этом периоде истории написано в произведениях Д. Гуцко «Русскоговорящий», А. Карасёв «Чеченские рассказы», «Запах сигарет», З. Прилепин «Патологии», Г. Садулаев «Апокрифы Чеченской войны», «Шалинский рейд», А. Бабченко «Десять серий о войне», «Маленькая победоносная война», «Алхан-Юрт» и др. Эта проза тоже свидетелей-очевидцев. Но  в ней главным героем становится антигерой, потому что войны 2000-х годов – бойни, т.к., по мнению авторов, у их участников не было той цели, которая стояла перед героями Великой Отечественной войны. Мир перевернут.

Мария Александровна обратила внимание слушателей, что данная проза очень близка прозе «лагерной». Авторы показывают расчеловечивание человека.

Интересно также произведение И. Бояшова о войне, написанное в жанре фэнтази, «Танкист или «Белый тигр». Произведение основано на реальных событиях времен Великой Отечественной войны о вечном противостоянии Добра и Зла. Танковая битва под Прохоровкой 12 июля 1943 года в изложении Бояшова превращается в фантастический поединок героев легенды – «Белого Тигра» и Ваньки Смерти.
Данная повесть послужила основой для сценария фильма Карена Шахназарова «Белый тигр» (2012 г.). Поединок солдата и танка – уникальная возможность показать войну с другого ракурса.

Особо была отмечена тема блокады Ленинграда, к которой на протяжении семидесяти лет обращались многие авторы. Уже во время войны был опубликован «Пулковский меридиан» В. Инбер и звучали на улицах осажденного города стихи О. Берггольц. Сразу после победы был написан роман А. Чаковского «Блокада». В «застойные» годы советская литература торжествовала победу с появлением «Блокадной книги» Д. Гранина и А. Адамовича. В разное время публиковались архивные материалы о трагизме блокадных дней, воспоминания очевидцев, дневники жителей осажденного города.

В литературе эпохи постмодерна — литературе игровой, абсурдистской, несерьезной, — кажется, странно представить себе реализацию темы блокады. Однако блокадная тема находила свое место и в современной прозе, хотя и не становилась магистральной линией произведений постмодернистов. В одном из ранних рассказов Т. Толстой — «Соня» — повествование ведется о человеке с чудинкой, о Соне-дуре, где блокадный фон позволил писательнице ярче выразить открытость и щедрость души героини, пронзительнее передать искренность и глубину ее чувств, трагичнее обнажить разность между человеческими характерами.

А. Тургенев (псевдоним Вячеслава Курицына) написал довольно рискованный и провокационный роман «Спать и верить». Впервые ленинградская блокада стала материалом для литературной игры.

При непосредственном участии Н. Соколовской не так давно вышел в свет ранее не издававшийся дневник Ольги Берггольц «Ольга. Запретный дневник». Это один из самых страшных и пронзительных документов той эпохи, времени великих надежд и разочарований, величайшего унижения человеческой природы вообще и одновременно свидетельства ее стойкости и неколебимости.

Благодаря Н. Соколовской стал известен и дневник Лены Мухиной, который ранее не был известен ни широкому кругу специалистов, ни, тем более, читателям.

«...Сохрани мою печальную историю...» — с этими словами обратилась к своему дневнику умирающая от дистрофии девочка. В самое страшное, смертное время, когда стремительно рушились нормы морали, когда гибель близких стала обыденностью, Лена внимательно фиксирует приметы блокадного быта, пытается осмыслить свои поступки и душевные движения.

Заслуживает внимания и книга самой Н. Соколовской «Вид с Монблана», а также повесть И. Вишневецкого, лауреата  премии «НОС»-2011, «Ленинград».

Военная тема всегда была одной из основных в русской литературе, потому что помогала понять суть человека, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах, выявить содержащийся в нем баланс сил добра и зла, степень патриотизма. Дистанция же, которая существует уже более семидесяти лет между событиями Великой Отечественной войны и днём сегодняшним, позволяет военной теме стать объектом изображения массовой литературы.

                                                                                     Чернова Т.В., учитель СОШ № 35

17 февраля/ 2014 Автор: Автор: Admin Русский язык и литература Комментариев: 4 Просмотров: 59993

Похожие статьи

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.