Научно-методический центр Управления образования администрации г.Орска

На сайте

Вход на сайт

Забыли пароль?

Популярные материалы

  • План августовских совещаний Порядок проведения августовских совещаний руководящих и педагогических работников системы образования города (август 2013 г.)
  • Публичный (открытый) доклад Новые образовательные стандарты как инструмент развития муниципальной системы образования. О состоянии и результатах деятельности управления...
  • Сердце отдаю детям С целью выявления и поддержки талантливых педагогов, совершенствования и развития  муниципальной системы дополнительного образования детей и в...
  • Дайджест Введение во ФГОС Введение государственных образовательных стандартов второго поколения вызывает у педагогов множество вопросов. Материалы, которые представлены в...
  • План работы на сентябрь 2013 В плане произошли изменения! План работы методистов НМЦ на сентябрь 2013г.
  • Серии по ФГОС издательства Просвещение Серия "Стандарты нового поколения" Серия « Работаем по новым стандартам»
  • Октябрь 2013г План работы методистов НМЦ на октябрь  2013г

Индивидуализации и дифференциация обучения ИЯ в условиях модернизации

sobranie 16.10.2014 в СОШ № 37 проведена групповая консультация для учителей немецкого и французского языков по теме «Индивидуализации и дифференциация  обучения ИЯ в условиях модернизации»

Участники: школы № 15, 17, 23, 26, 37, 39, 54,  88(3), гимназия №1, МОБУ «СОШ п. Мирный».

     В своём выступлении Пяткова А. И., СОШ № 37, указала, что бесспорным фактом является разная степень подготовленности школьников и важно понять причины неравномерной успеваемости учеников в классе, выявить причины отставания каждого и разобраться в них, а затем учитывать личностные качества каждого учащегося при планировании урока. Для яркого проявления личности каждого ученика  в обладании речевыми навыками очень продуктивна проектная методика обучения.  На уроках для облегчения ведения беседы слабые учащиеся пользуются раздаточным материалом - речевыми клише. В процесс вовлекаются все учащиеся, но главные роли, конечно, выполняют ученики с высоким и средним уровнем обученности, а так называемые, слабые, дают оценочные  реплики и строят минисообщения по вопросам, которые им показались более интересными и посильными. Таким образом учителю удается учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и дифференцировать задания каждой группе. Действующие учебники УМК под ред. И.Л Бим  содержат алгоритмы для оптимального подхода к дифференциации и индивидуализации заданий. В них содержатся различные опоры (вербальные, схематические, изобразительные), которые помогают в обучении всем видам речевой деятельности на уроках немецкого языка, как в младших, так и в старших классах.

               Проблема дифференцированного предусматривает разные условия для выполнения заданий: различная помощь учителя сильным и слабым, различное время на выполнение заданий, различные методы контроля. Нельзя считать, что слабые должны работать меньше. Их способности развиваются, а успех приходит в деятельности.

               Проблема ликвидации разрыва между так называемыми сильными, средними и слабыми учащимися может быть решена только во взаимосвязями с проблемой сочетания и правильного использования индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы. Для этого необходимы «специальные организационные приемы работы, которые учитель использует на уроке для того, чтобы обучать ВСЕХ, создавая одновременно наиболее благоприятные условия для обучения каждого. Это «единственный путь…повышения коэффициента полезного действия урока». Ведь основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку мы считаем удовлетворение познавательных потребностей и сильных и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

            На необходимость решения данной проблемы обратила внимание коллег и Зоркова Р. С., СОШ п. Мирный, которая сделала акцент на индивидуализацию обучения ИЯ.

Во многом обучение нацелено на среднего ученика  На практике не делается упор на индивидуальные особенности отдельного ученика, на особенности восприятия материала, скорость его усвоения,  уровень развития школьника, его мотивов и интересов. Всё это является коренной причиной того, что слабые ученики не успевают за средним темпом работы класса, а сильные ученики теряют интерес к предмету.

            Под индивидуализацией обучения понимается организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуально – психологические особенности учащихся, что позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Это обучение направлено на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программой и реальными возможностями каждого ученика.

            При индивидуальном обучении цель перед всем классом стоит одна, но пути её достижения с каждой группой учащихся должны быть разными. Индивидуальный подход необходим не только к тем ученикам, которые испытывают трудности в усвоении материала, но и к ученикам с высоким уровнем развития способностей, чтобы они не останавливались на достигнутом, и у них был стимул к дальнейшему продвижению.

            Подробнее на проблемах дифференцированного обучения остановилась Ефименко Е. Г., СОШ № 17.

            Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный обучающиеся могут добиться одинакового результата только при различных затратах времени. Нельзя игнорировать принцип индивидуального подхода к каждому обучающемуся, иначе неусвоенный однажды материал может сделать воспитанника постоянно отстающим. В настоящее время дифференцированный подход понимается несколько шире: не только дифференцирование знаний по степени сложности, но и дифференцирование условий выполнений этих заданий (различная помощь учителя сильным и слабым обучающимся, различное время для выполнения задания, для обдумывания ответа), а также форм контроля за его выполнением. Контроль уровня владения иноязычными новинками является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам.

            В основном фиксируется и оценивается конечный результат работы, который должен соответствовать данному эталону, единому для всех (прочитать вслух, записать словами, рассказать текст учебника, доказать теорему, пользуясь схемой логических рассуждений и т.д.)

            Наши ученики формируются в основном в зрительно-слуховой культуре общения. Переводу одного и того же содержания знания в различные формы его интерпретации не уделяется должного внимания в процессе преподавания. А между тем, индивидуальные различия здесь весьма заметны и довольно устойчивы. Базовая школа должна давать прогнозируемые "портреты" учащихся на разных этапах их развития: при поступлении в школу, при переходе из начальной в среднюю, а затем и в старшую школу. Важно выявить при этом не просто уровень овладения знаниями, а метод мышления, который сформировался у того или иного ученика под влиянием систематического обучения.

            Таким образом, для изучения личности школьника важно оценивать не только конечный результат его работы, но и процесс этой работы. Именно анализ процесса, направленного на овладение знаниями, может раскрыть учителю те способы учебной работы, которыми фактически пользуется ученик, осваивая знания. Эти способы всегда индивидуальны.

            Не всегда целесообразно давать быстрее продвигающимся ученикам вначале общие для всех задания и только потом позволить им перейти к более трудным - такой способ обучения больше подходит в случае нового для всех материала. В случае, который предполагает повторение и обобщение, а также упражнений, целесообразно давать более способным ученикам меньше общих заданий и больше заданий на более высоком уровне.

            Для учета учебных знаний и умений различного уровня чаще всего при предъявлении задания используются следующие приемы: различный объём дозы заданий при ознакомлении с новым учебным материалом; различное количество вопросов по теме; детальное или менее детальное рабочее руководство для самостоятельной работы. Здесь учитываются и навыки чтения, и умения пользоваться словарем или справочниками, графические навыки, работа с тематическими картинками, умения делать сообщения по лексической таблице. Например, работая над темой "Путешествие" (8 класс) используется лексическая таблица по теме. Сильные учащиеся за определенное время (5-7 минут) готовят диалог, более слабые по знаниям готовят монологическое высказывание по карточкам, дополняя предложения. 

5 декабря/ 2014 Автор: Автор: Admin Иностранные языки Комментариев: 0 Просмотров: 32517

Похожие статьи

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.