Научно-методический центр Управления образования администрации г.Орска

На сайте

Вход на сайт

Забыли пароль?

Популярные материалы

  • План августовских совещаний Порядок проведения августовских совещаний руководящих и педагогических работников системы образования города (август 2013 г.)
  • Публичный (открытый) доклад Новые образовательные стандарты как инструмент развития муниципальной системы образования. О состоянии и результатах деятельности управления...
  • План работы на сентябрь 2013 В плане произошли изменения! План работы методистов НМЦ на сентябрь 2013г.
  • Сердце отдаю детям С целью выявления и поддержки талантливых педагогов, совершенствования и развития  муниципальной системы дополнительного образования детей и в...
  • Дайджест Введение во ФГОС Введение государственных образовательных стандартов второго поколения вызывает у педагогов множество вопросов. Материалы, которые представлены в...
  • Серии по ФГОС издательства Просвещение Серия "Стандарты нового поколения" Серия « Работаем по новым стандартам»
  • Октябрь 2013г План работы методистов НМЦ на октябрь  2013г

Из истории конкурсного движения в Орске

Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем.

Конфуций.

Из истории конкурсного движения в муниципальном образовании «Город Орск»

Садчикова С.Г., методист ВК НМЦ УО,

координатор конкурсного движения

Главной целью конкурсного движения является формирование общественного мнения о региональной системе образования как о сфере, определяющей направление общественного развития на основе современных ценностей.

Конкурс – (лат. concursus – стечение, столкновение) 1) соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы;  2) определенный порядок занятия ряда должностей.

Конкурс «Учитель года» (Конкурс) призван способствовать повышению престижа педагогических профессий, выявлению поддержки и поощрения творчески работающих, талантливых работников образования, распространению позитивного педагогического опыта, совершенствованию системы оценки и стимулирования труда педагогических работников, обновлению содержания современного образования.

Немного истории.

В 1989 году «Учительская газета» впервые предложила своим читателям обсудить идею проведения в СССР конкурса «Учитель года» по аналогии с Соединенными Штатами Америки, где такая традиция существовала уже 45 лет. Естественно, что в редакцию пришло много писем. Поддерживающих эту идею читателей оказалось больше, чем критикующих, и в 1990 году был создан оргкомитет по проведению первого конкурса «Учитель года СССР», куда вошли видные ученые, журналисты, представители органов управления образованием. Долго дискутировался вопрос о критериях отбора «лучшего из лучших», о его роли в отечественном образовании. Но больше всего ломалось копий по поводу эмблемы и главного приза конкурса. После долгих споров оргкомитет выбрал Пеликана, или Онократала (древнее название пеликана).

pelikan Онократал, или Пеликан, - птица, по преданию, водящаяся в долине Нила, спасает своих птенцов тем, что дает им пить свою кровь. На гербах древности пеликана обычно изображали вполоборота перевернутым к зрителю, чтобы было видно, как он клювом разрывает себе грудь и оттуда капает алая кровь. Число птенцов всегда было нечетным, что символизирует безраздельную любовь, сострадание, участие, самопожертвование. По Постановлению от 1834 года чины благотворительных учреждений императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны должны были носить форменную одежду. Золоченые пуговицы на мундирах чиновников "воспитательных домов" Мариинского ведомства имели "изображение пеликана, питающего птенцов".

Теперь пеликан в России в сознании общественности ассоциируется с конкурсом "Учитель года России", эмблемой которого он стал с 1990 года. Для герба "Фонда поддержки российского учительства" было использовано изображение с пуговиц чиновников "воспитательных домов". Цель - подчеркнуть преемственность в российском образовании. Два жезла на гербе - это символы другого конкурса, который организует Фонд, - "Лидер в образовании". Щит и рыцарь в геральдике обозначают защиту и поддержку, что также прямо проистекает из уставных задач Фонда. Раскрытая книга, венчающая герб,- традиционный символ образования.

 

Первый Всесоюзный конкурс «Учитель года» был проведен в 1990 году по инициативе «Учительской газеты» и был поддержан педагогами страны.

6 июня 1990г. объявлен первый победитель конкурса «Учитель года СССР» - преподаватель русского языка и литературы Поповской средней школы Чернского района Тульской области Александр Сутормин (по условиям конкурса можно было выбирать лишь класс, а вот тема становилась известна лишь за два часа до звонка. Он выбрал одиннадцатый, где покорил жюри, раскрыв ребятам "Нравственные проблемы современной советской прозы").

С 1992г. ведет свою историю российский конкурс, от «предшественников» он унаследовал эмблему и главный приз – «Хрустального пеликана».

pelikan  В условиях тяжелейшего экономического спада, забастовок педагогов многие считали, что проведение конкурса кощунственно. Но он состоялся и подарил нам первого "Учителя года России" - талантливого Артура Викторовича Зарубу, преподавателя музыки Детгородковской средней школы Волоколамского района Московской области. Его песня "Школьным учителям" на стихи Роберта Рождественского, прозвучавшая в финале, проходившем в Московском департаменте образования, сразу же стала гимном конкурса.

 

Учредители Конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета».

Подробнее https://teacher-of-russia.ru/?page=history

 

В 1994 г. в Оренбурге по инициативе Главного управления образования Оренбургской области и областного института усовершенствования учителей прошел первый конкурс «Учитель Оренбуржья».

В это время начинает развиваться конкурсное движение в г. Орске, выявляются творчески работающие, умеющие отстаивать свою профессиональную позицию учителя, пользующиеся  авторитетом среди коллег, учащихся, их родителей, общественности  города. Первоначально Конкурсы проходили в разных вариантах – в «ускоренном режиме», без большой подготовительной работы, путем самовыдвижения для участия в областном этапе.

С 2001 года конкурс «Учитель года» в городе Орске (координатор - Садчикова С.Г.) проводится ежегодно, с 2005 года  – один раз в два года. В настоящее время накоплен определенный опыт по организации  конкурсного движения:  об этом свидетельствуют победы в областном и участие во Всероссийском конкурсе в номинации «Учитель», победы в номинации «Вожатый», «Лидер образования», проведение зонального этапа областного конкурса (февраль 2006 г., февраль 2012).

В период с 2001 по 2014 гг. в городском этапе Конкурса участвовали педагоги образовательных организаций: гимназии № 1, гимназии № 2, гимназии № 3 (СОШ №21), Лицея №1, школ №№ 1, 4, 5, 8, 11, 13, 15, 16 (реорганизована), 17, 19 (реорганизована), 20, 22, 25, 31, 32, 35, 37, 38, 43, 45(реорганизована), 49, 50, 52, 54, 88, «МУК» Ленинский», ЦДТ им. Дубинина (ЦРТДЮ «Созвездие»), ЦРТДЮ «Искра», ЦРТДЮ «Радость», Дворца пионеров,  МДОУ №№ 40, 45, 56, 110, 116, 221.

В 2008 году в городе проведен первый конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

«Учитель года» - звание, к которому стремимся,

а эти педагоги его уже добились.  

  

2000 - 2001 (15.12.2000 – 26.01.2001)

I место - Прояева Татьяна Олеговна, музыкальный руководитель МДОУ № 40.

II место - Мошкова Юлия Арнольдовна, учитель начальных классов школы № 49.

III место - Перелыгина Ирина Юрьевна, учитель начальных классов школы № 38; Курманчук Ольга Николаевна, учитель физической культуры гимназии № 1.

2001 - 2002 (15.12.2001 – 23.01.2002)

I место - Галишникова Мария  Николаевна, педагог-психолог школы № 31.

II место - Мирошина Анна  Борисовна, учитель начальных классов школы № 4.

III место - Бессонова Марина  Викторовна, учитель английского языка школы № 21 (в н.вр. Гимназия № 3).

2003 - 2004 (20.12.2003 – 15.01.2004)

I место в номинации «Учитель» - Камынин Вячеслав Владимирович, учитель информатики школы № 52.

I место в номинации «Старший вожатый» - Бабурина Светлана Анатольевна, старшая вожатая школы № 16 (в н.вр. Лицей № 1).

I место в номинации «Педагог-психолог» - Путрина  Ирина Александровна, педагог-психолог школы № 16 (в н.вр. Лицей № 1).

I место в номинации «Воспитатель» - Кузнецова Наталья Геннадьевна, воспитатель МДОУ № 221.

2005 (10.11 – 02.12.2005)

I место - Новоженина Ольга Владимировна, учитель математики школы № 4.

II место - Карякина Юлия Николаевна, учитель истории и обществознания гимназии № 2.

III место - Румынина Наталья Валерьевна, учитель ИЗО школы № 21 (в н.вр. Гимназия № 3).

2007 (06-14.12.2007)

I место - Щенникова Татьяна Валерьевна, физической культуры школы № 35.

II место - Сазонкина Марина Николаевна, педагог дополнительного образования Дворца пионеров и школьников.

III место - Комарова Ольга Владимировна, учитель математики школы № 8.

2009-2010 (15.12.2009 -27.01.2010)

I место - Донцова Светлана Викторовна, учитель английского языка школы № 4.

II место - Сабурова Елена Владимировна, учитель французского языка гимназии № 3.

III место – Чихирникова Ирина Владимировна, учитель начальных классов гимназии № 2.

2011-2012 (20.01.2012 -27.01.2012)

I место - Демушов Кирилл Геннадьевич, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 52 г. Орска».

II место - Глухова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 50 г. Орска им. В.П. Поляничко».

III место – Фролова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №11 г. Орска».

2013-2014 (21.01.2014 -29.01.2014)

I место - Калиниченко Светлана Вячеславовна, учитель истории и обществознания МОАУ «СОШ №4 г. Орска».

II место - Алексеева Марина Васильевна, учитель  начальных  классов МОАУ «СОШ №15 г. Орска».

III место – Доценко Светлана Николаевна, учитель английского языка МОАУ «СОШ №52 г. Орска».

 

Победителями, призерами и участниками зонального и областного этапов Конкурса были:

  • Черникова Юлия Петровна, старшая вожатая СОШ № 35 – победитель областного конкурса «Вожатый года»,1999;
  • Таранов Владимир Николаевич, учитель русского языка и литературы СОШ № 4 – победитель областного конкурса, участник Всероссийского, 2000 г;
  • Прояева Татьяна Олеговна – воспитатель МДОУ № 40 – победитель областного конкурса в номинации «Воспитатель учреждения дошкольного воспитания», 2002;
  • Гончарова  Оксана  Михайловна,  старшая  вожатая  СОШ № 50, победитель областного конкурса «Сердце отдаю детям, 2003;
  • Камынин Вячеслав Владимирович, учитель информатики СОШ № 52; Бабурина Светлана Анатольевна, старшая вожатая школы № 16, участники областного этапа Конкурса. 2004;
  • Новоженина Ольга Владимировна, учитель математики СОШ № 4, победитель зонального этапа, участник областного конкурса, 2006;
  • Щенникова Татьяна Валерьевна, учитель физической культуры СОШ № 35, победитель городского (2007), призер зонального, участник областного этапов конкурса, 2008;
  • Донцова Светлана Викторовна, учитель английского языка СОШ № 4, победитель городского (2009-2010), призер зонального, участник областного этапов конкурса, 2010;
  • Демушов Кирилл Геннадьевич, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 52 г. Орска», победитель зонального этапа; победитель областного конкурса (2012г.), участник Всероссийского конкурса (2012, 2013гг.).
  • Калиниченко Светлана Вячеславовна, учитель истории и обществознания МОАУ «СОШ №4 г. Орска», призер зонального этапа, 2014.

 

В конкурсном движении удалось объединить учителей школ, педагогов-психологов, педагогов учреждений дополнительного образования, старших вожатых, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Управление образование и Научно-методический центр УО обращают особое внимание на дальнейший профессиональный рост участников конкурсного движения. После участия в конкурсе участники (в разные годы) входили в административный аппарат:

  • Бессонова Марина  Викторовна – заместитель директора по НМР МОАУ «Гимназия № 3 г. Орска» (в настоящее время).
  • Полулях (Донцова) Светлана Викторовна – заместитель директора по НМР МОАУ «СОШ №4 г. Орска».
  • Ещаулова Яна Владимировна – заместитель директора МОАУДОД «Дворец пионеров г. Орска».
  • Кожевникова Ирина Васильевна – заместитель директора по УВР МОАУ «Гимназия № 3 г. Орска Оренбургской области» (в настоящее время).
  • Коробова Оксана Ивановна – директор МОАУ «СОШ № 49 г. Орска имени "60-летия Победы Советского народа  в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» (в настоящее время).
  • Кухтинская (Пряхина) Ольга Геннадьевна – директор МОАУ «СОШ № 13 г. Орска» (в настоящее время).
  • Лазарева Марина Сергеевна - заместитель директора по воспитательной работе  МОАУ «СОШ № 38 г. Орска» (в настоящее время).
  • Румынина Наталья Валерьевна - заместитель директора по воспитательной работе  МОАУ «Гимназия № 3 г. Орска» (в настоящее время).
  • Сабурова Елена Владимировна - заместитель директора МОАУ «Гимназия № 3 г. Орска».
  • Сазонкина Марина Николаевна - заместитель директора МОАУДОД «Дворца пионеров г. Орска» (в настоящее время).
  • Сотников Иван Александрович – заместитель директора по ГПВ МОАУ «СОШ № 43 г. Орска» (в настоящее время).
  • Черникова Юлия Петровна - заместитель директора по воспитательной работе  МОАУ «СОШ № 35 г. Орска» (в настоящее время).

 

Многие участники конкурса прошли аттестацию на высшую квалификационную категорию по должности «учитель».

В разные годы содержание Конкурсных мероприятий менялось:

  • творческая  лаборатория «Педагогический  поиск» (разрешение  педагогических  ситуаций);
  • пресс-конференции по различной тематике: «Двенадцатилетнее  образование:  проблемы, поиски,  решения»; «Школа в XXI веке»; «Роль учителя в процессе модернизации российского образования»; «Свободный микрофон», «Развитие профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования»; Обновление мира начинается в школе»;
  • защита эссе «Моя  педагогическая  философия»;
  • описание опыта работы (педагогической концепции), выражающее авторскую позицию педагога;
  • учебная программа элективного курса (проект в рамках профильного обучения);
  • проведение  конкурсного  урока на базе  ОУ, определенного жюри;
  • творческая  самопрезентация «Мир  моих увлечений»;
  • «Разговор с учащимися»;
  • мини-урок-импровизация на взрослой аудитории на тему, определенную жюри: «Что пройдет, то будет мило», «Я беру свое добро, где нахожу его», «И жить торопиться и чувствовать спешит», «Любовь и голод правят миром», «Ты открыт всем на свете ветрам», «Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно», «Сыграйте мне, нежные скрипки», «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть», «Разглядеть, как под увеличительным стеклом, что стандартных нет», «Прекрасное есть жизнь».

 

Девизами конкурсов были:

«Обновление мира начинается в школе» («Учитель года – 2012»).

«По стандартам – к нестандартной личности»(«Учитель года – 2014»).

 

Девиз конкурса «Учитель года-2016».

«Учить и учиться».

 

В процессе подготовки и проведения городских конкурсов сложился творческий коллектив единомышленников, который поддерживает и развивает идеи конкурсного движения.

18 октября/ 2013 Автор: Автор: Admin История конкурса Комментариев: 3 Просмотров: 46257

Похожие статьи

    Похожих статей пока нет

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.