Научно-методический центр Управления образования администрации г.Орска

На сайте

Вход на сайт

Забыли пароль?

Популярные материалы

  • План августовских совещаний Порядок проведения августовских совещаний руководящих и педагогических работников системы образования города (август 2013 г.)
  • Публичный (открытый) доклад Новые образовательные стандарты как инструмент развития муниципальной системы образования. О состоянии и результатах деятельности управления...
  • План работы на сентябрь 2013 В плане произошли изменения! План работы методистов НМЦ на сентябрь 2013г.
  • Сердце отдаю детям С целью выявления и поддержки талантливых педагогов, совершенствования и развития  муниципальной системы дополнительного образования детей и в...
  • Дайджест Введение во ФГОС Введение государственных образовательных стандартов второго поколения вызывает у педагогов множество вопросов. Материалы, которые представлены в...
  • Серии по ФГОС издательства Просвещение Серия "Стандарты нового поколения" Серия « Работаем по новым стандартам»
  • Октябрь 2013г План работы методистов НМЦ на октябрь  2013г

Особенности реализации содержания предмета

sobranie На базе СОШ № 43 27.08.2015г. проведен «круглый стол» учителей ИЗО по теме: «Особенности реализации содержания предмета «Изобразительное искусство» в условиях перехода на ФГОС ООО второго поколения».

Присутствовало    17    человек из  школ № 2, 4, 5, 8, 11, 17, 24, 32,  35, 37, 43, 50, 52, 53, 63, гимназии № 1, 3.

Выступили  9 человек. 

Бабенышева И.В., Бабёнышева И.В. , учитель ИЗО высшей категории СОШ №43, отметилаособенности реализации содержания предмета «Изобразительное искусство» в условиях перехода на ФГОС ООО второго поколения:

-    в связи с переходом в текущем году  5-х классов на ФГОС (2010г.) рабочие программы по изобразительному искусству разрабатываются на основе примерной основной образовательной программы  основного общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторских программ.  С целью сохранения единой авторской линии, преемственности обучения на начальной и основной ступенях обучения мы рекомендуем использовать следующие авторские программы: Неменского Б. М.,  Шпикаловой Т. Я., Кузина В., обучение по которым проходит в нашем городе;

-    учитель ИЗО составляет рабочую программу по изобразительному искусству и вносит в неё необходимые изменения для выполнения требований ФГОС.10-15% уроков в каждом классе должно быть отведено на темы регионального компонента  (4 урока в год, по одному часу в каждой четверти);

- в качестве варианта, обеспечивающего завершенность художественно-эстетического образования, может быть предложено перераспределение тем внутри предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» с точки зрения движения от опыта художественно-творческой деятельности в 5-7 классах к вопросам взаимодействия разных видов искусства и историческим сменам художественных эпох с их мировоззренческими доминантами в 8-9 классах. Вариантом завершения освоения образовательной области «Искусство» может стать интегративный курс «Искусство» в 8-9 классах. По этому курсу разработаны соответствующие программы и учебники.В 8 -9-х классах планируется изучение интегрированного курса (музыка и ИЗО) «Искусство», расширяющего и углубляющего взаимосвязь между различными видами искусства;

-   ФГОС определяет организацию проектной деятельности, но если в авторских программах по изобразительному искусству её нет, то рекомендуем учителю самостоятельно вводить проекты в учебный процесс, учитывая специфику предмета, интересы школьников и возможности образовательного учреждения;

-   с введением ФГОС впервые появляется система оценивания учебной деятельности школьников. При оценке достижений планируемых результатов обучения по изобразительному искусству рекомендуем обратить внимание:

- на освоение отечественного искусства (осведомленность о ведущих музеях, художниках, скульпторах, архитекторах и их произведениях, о народном и декоративно-прикладном искусстве);

-  на изучение художественных традиций и регионального искусства;

-  система заданий по изобразительному искусству должна предусматривать:

- проверку специальных знаний по видам и жанрам пластических искусств;

-  выявление умений определять стиль и художественное направление произведений искусства, их авторов, время создания, манеру исполнения;

- на овладение практическими навыками работы различными художественными материалами;

- на воплощение художественно-творческого замысла на плоскости или в объеме.

Примеры заданий для оценки достижений планируемых результатов освоения изобразительного искусства опубликованы в пособиях: Л. Л. Алексеевой «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система знаний» и «Искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы»; 2) И. Э. Кашековой «Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы».

Сегодня особенно остро возникает потребность в привлечении самих учеников к процессу открытого обсуждения, эмоционального самооценивания и развернутому самоанализу результатов обучения. Средством поддержания успешности и мотивации творческого процесса у каждого школьника может стать коллективное оценивание. Очень важно перед началом работы познакомить учащихся с критериями выполнения учебного задания;

- одним из необходимых направлений работы учителя ИЗО является система занятий с одаренными детьми, которое можно рассматривать и как результат качества образования по предмету. Здесь можно отметить участие обучающихся в различных творческих конкурсах и олимпиадах;

Руководитель ГМО учителей ИЗО рассказала об опыте работы учителей города по реализации ФГОС  в практике преподавания изобразительного искусства.

Е.Н.Катникова, Катникова Е.Н. , учитель ИЗО СОШ № 52, раскрывая особенности современного урока, дала характеристику воспитания успешности учащихся 5-7 классов на уроках изобразительного искусства через:

- возможности использования разноуровневых творческих заданий для воспитания успешности учащихся по ИЗО;

- комплект интерактивных и индивидуальных заданий и проектов для учащихся по ИЗО в аспекте обеспечения качества подготовки и успешности учащихся;

- диагностический материал по оценке качества подготовки и успешности выпускника основной школы;

- наличие заданий базового и повышенного уровней сложности даёт учащимся возможность проявлять творческие способности в соответствии с индивидуальными особенностями.Задания базового уровняпредполагают возможность освоения учебного материала всеми учащимися, тогда как задания повышенного уровнябазируются на личностных предпочтениях и склонностях ученика, включая имеющиеся у него знания и специальные умения, а также активность при выполнении творческой работы.

        Система критериев и показателей успешности ученика будет выглядеть следующим образом:

- показатели итоговой успеваемости по предмету;

- показатели творческих способностей;

- результаты выходной диагностики по определению творческих способностей;

- количество учащихся, участвующих в школьных, городских и областных  выставках;

- участие в научно-исследовательской деятельности.

Практическое задание практическая работа  по второму вопросу выполнялось по группам.Каждая группа выбирала тему урока первой четверти в 5-ом класса и разрабатывала задания базового и повышенного уровней:

1-я группа на тему «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

2-я группа  на тему «Русская народная вышивка в полотенцах и костюмах».

3-я группа на тему «Народный праздничный костюм».

Модель итоговой оценки по предмету «Изобразительное искусство» представила В.В.Ляшенко, учитель ИЗО Гимназии №1.  Педагог напомнила, что модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Вера Владимировна рассказала о модели итоговой оценки по ИЗО и учебных заданиях:

- итоговая оценкадостижения планируемых результатов по изобразительному искусству в 5 классе по УМК Б.М.Неменского состоит из оценки уровня подготовки учащихся по блокам «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве», «Декоративное искусство в современном мире», «Декор, человек, общество, время»;

   - выполнение заданий предполагает разнообразные формы: письменная или устная, индивидуальная или коллективная;

-  при выполнении художественно-творческих заданий предоставляется выбор (на усмотрение педагога или ученика) различных материалов и средств художественной выразительности;

-  художественные произведения, предлагаемые для просмотра, являются примерами и могут быть заменены с учётом особенностей программы на равноценные;

- особое внимание уделяется комплексным заданиям, позволяющим одновременно определять уровень достижения различных планируемых результатов;

- рекомендуется для оценки достижения планируемых результатов подготовки учащихся по изобразительному искусству активно использовать проектные формы учебно-творческой деятельности: выставки, конкурсы, спектакли, игры, модные показы, а также индивидуальные портфолио творческих работ или коллекции рисунков, фотографий;

- формы контроля знаний, умений, навыков (стартового, текущего, рубежного, итогового).

            Вера Владимировна привела примеры из своего  педагогического опыта. 

Практическое групповое задание групповая работа  Каждая группа определяла из предложенных 18 критериев оценивания творческих работ соответствующие видам изобразительной деятельности:

1-я группа для декоративной композиции,

2-я группа для рисования с натуры,

3-я группа для рисования на тему и по представлению.

2 сентября/ 2015 Автор: Автор: Admin Музыка, ИЗО Комментариев: 0 Просмотров: 47220

Похожие статьи

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.