Научно-методический центр Управления образования администрации г.Орска

На сайте

Вход на сайт

Забыли пароль?
портал персональные данные дети

Популярные материалы

  • Публичный (открытый) доклад Новые образовательные стандарты как инструмент развития муниципальной системы образования. О состоянии и результатах деятельности управления...
  • План августовских совещаний Порядок проведения августовских совещаний руководящих и педагогических работников системы образования города (август 2013 г.)
  • Дайджест Введение во ФГОС Введение государственных образовательных стандартов второго поколения вызывает у педагогов множество вопросов. Материалы, которые представлены в...
  • Сердце отдаю детям С целью выявления и поддержки талантливых педагогов, совершенствования и развития  муниципальной системы дополнительного образования детей и в...
  • План работы на сентябрь 2013 В плане произошли изменения! План работы методистов НМЦ на сентябрь 2013г.
  • Серии по ФГОС издательства Просвещение Серия "Стандарты нового поколения" Серия « Работаем по новым стандартам»
  • Октябрь 2013г План работы методистов НМЦ на октябрь  2013г

Развитие образной речи детей с ОНР посредством малых жанров фольклора

1

Шилан Т.А., учитель-логопед МДОАУ "Детский сад № 102"

 

Развитие образной речи детей с ОНР посредством малых жанров фольклора

 

 К концу пребывания в детском саду  у детей  с ОНР III уровня, как правило,  сформированы все нарушенные компоненты речи – лексика, грамматика, связная речь, звукопроизношение. Эти дети в дальнейшем успешно обучаются в массовой школе, о чем свидетельствуют результаты катамнеза. Но, ни для кого не секрет, что часто речь детей бедна в плане экспрессивной лексики. Дети правильно строят фразы, согласуют слова в предложении, чисто произносят звуки речи на выходе из д/сада, но их речь не выразительна, изобилует речевыми штампами, они с трудом подбирают эпитеты, сравнения, часто не понимают значение образных выражений. Это подтолкнуло нас к работе над проектом по развитию у детей  с ОНР образной речи через малые фольклорные жанры.

Эффективность использования малых фольклорных форм в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР обусловлена спецификой содержания произведений фольклорных жанров, а также характером знакомства с ними в процессе речевого развития дошкольника.

 Использование малых фольклорных форм в коррекционной работе способствует:

- освоению системы родного языка,

- расширению возможностей развертывать высказывание,

- логически обосновывать и доказывать собственную мысль.

 Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно - речевой деятельности ребенка с ОНР, повышает эффективность коррекционной работы, способствует развитию всех сторон речи дошкольников.

Актуальность данной темы обусловлена важностью развития образной речи для формирования познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности дошкольников с ОНР.

Наиболее эффективными средствами развития образной речи дошкольников являются малые фольклорные жанры, потому что, во-первых, материал интересен детям; во-вторых, легкий в восприятии и запоминании, благодаря своей ритмической структуре, рифмованности, занимательности и определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка, загадка, скороговорка, потешка и т.д. в развитии речи детей. Также знание малых фольклорных жанров и использование их в самостоятельной речи имеют важное значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы. 

 В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных из иностранных языков терминов, что угрожает русскому языку, а значит и культуре.

 Поэтому проблема внедрения в речь детей малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.).

 К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет.

Сегодня мы хотим представить вам долгосрочный проект «Развитие образной речи детей с ОНР посредством малых жанров фольклора»

Вообще над тем, что дети не знают и понимают пословицы и образные выражения мы задумались, еще когда участвовали в интернет – конкурсе по детской литературе, тогда мы совместно с воспитателями приняли решение поработать над этой стороной речи, так сам собой появился проект, который не был самоцелью, он просто органично вписался в обычный педагогический процесс. Мы работали также как и раньше, просто стали к каждому занятию, к каждому событию подбирать пословицы, фразеологизмы, образные выражения. Знакомить, объяснять, приучать детей использовать их в свое речи. Мы проводили речевые праздники для детей и совместные для детей и родителей, широко использовали театрализованную деятельность.

Вся деятельность строилась в тесной взаимосвязи с воспитателями подготовительных групп, которые также стали активно использовать малые фольклорные жанры в своей деятельности.

Целью нашего проекта является формирование образной речи у детей с ОНР III уровня

Задачи:

- развивать связную речь, уточнять, активизировать и обогащать словарный запас;

- развивать у детей умение грамматически правильно строить высказывания;

- развивать чутьё языка, способность замечать его выразительные средства;

- учить различать в пословицах и поговорках прямой и иносказательный смысл;

- учить детей осознавать и переносить усвоенный концепт на другой текст или жизненную ситуацию;

- формировать умение говорить чётко, выразительно, использовать разную интонацию, темп;

- приобщать к национальной культуре с помощью малых форм фольклора;

- воспитывать ценностное отношение к родному языку;

- помогать социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм и правил жизни в обществе.

- создать условия для развития у детей с ОНР познавательных, творческих способностей в процессе проекта;

  Эффективность нашей работы заключается в том, что в ходе реализации данного проекта у детей развивается, прежде всего, образная речь, а также, раскрывается и развивается весь речевой потенциал. Использование малых форм фольклора решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на развитие выразительности детской речи, умение правильно, точно, образно выражать свои мысли, делиться впечатлениями от увиденного, услышанного и прочитанного.

Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных учреждений, которых интересует вопрос использования малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Мы выделили три этапа работы:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап (непосредственно обучение):

- на занятиях;

- в совместной деятельности детей с воспитателем;

- в самостоятельной деятельности дошкольников.

3. Заключительный этап.

Работу по развитию образной речи у детей с ОНР мы начали с констатирующей диагностики уровня развития  образной речи и уровня владения малыми формами фольклора. Для этой цели была выбрана методика (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной.

Диагностику мы осуществляли в рамках плановой диагностики речевых умений в сентябре месяце.

Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова детям предлагались разные задания, на основе которых была составлена диагностическая карта.

Проанализировав результаты констатирующей диагностики, мы получили следующие данные:

Из 14 участников проекта:

высокий уровень развития образной речи не имел ни один ребенок,

всего 2 ребенка (14%) детей имели средний уровень,

а остальные 12 детей (86 %)  имели низкий уровень развития образной речи.

Таким образом, сформированность образной речи старших дошкольников выглядела следующим образом:

2  

Дети знали считалки, даже предлагали свои варианты, но с другими жанрами были мало знакомы. Очень редко дети могли объяснить значение пословиц, доказать отгадку. Дети практически не знали колыбельных песен, не использовали в речи синонимы, антонимы; эпитеты, сравнения, многозначные слова были сложны детям для понимания. Речь их - проста и односложна. Все это говорило о недостаточно организованной работе с малыми формами.

Кроме того, мы провели анкетирование родителей и педагогов группы. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми старшего дошкольного возраста малые формы фольклора, не знают ни одной колыбельной песни  . В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну  - «Сорока – белобока…».

Педагоги  используют эти жанры немного шире. Организуя игры, применяют различные считалки; на занятиях используют загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса детей; применяют пальчиковые игры, игры – забавы. Но считают, что колыбельные песни, потешки, прибаутки используются только в младшем дошкольном возрасте, а в работе со старшими это уже ни к чему. Говоря о значении малых форм фольклора для развития речи, называют только скороговорки, крайне редко используют в речи пословицы, фразеологизмы.

Таким образом, было выявлено, что работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

На основном этапе реализации проекта в группе была создана соответствующая предметно-развивающая среда .Каждую неделю обновлялся материал по лексической теме , в соответствии с разработанным перспективным планом работы.

Была  организована работа по использованию малых форм фольклора на фронтальных логопедических занятиях .

          Большое внимание  мы уделили этапу  закрепления и автоматизации звуков

на индивидуальных занятиях.  При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика), мы активно подключали в работу малые фольклорные жанры. А именно, произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок.

          Например: чистоговорки - шутки  (юмористические чистоговорки) с преднамеренной ошибкой.

          Игра:   «Исправь ошибку». 

- Сы-сы-сы-сы, у синички есть усы. (У синички усов нет. А у кого они есть? Какое слово заблудилось? У котенка есть усы, у бельчонка есть усы, у тигренка есть усы – придумайте разные правильные варианты чистоговорки)

- Су-су-су-су, я котеночка пасу. (Нет, котеночка не пасут. Нужно сказать по-другому: я теленочка пасу, или я ягненочка пасу).

Отвечалки – повторялки со звуком С.

Приведу пример отвечалок, придуманных известным логопедом Т. А. Ткаченко. Много разных отвечалок - повторялок есть в ее книгах из серии «Правильно произносим звуки». Во время отвечалок – повторялок приучаем ребенка следить за правильным произнесением звуков. Можно сразу же давать ответ к вопросу в отвечалке — повторялке, а лучше всего дать задание догадаться, как нужно ответить на вопрос. Правило – в слове ответа должен быть звук «с» и это слово должно рифмоваться.

  • Я кому даю две миски? Киске, киске, киске, киске.
  • Ливень льет куда с небес? В лес, в лес, в лес, в лес.
    • Кто к дивану тапки нёс? Пёс, пёс, пёс, пёс.
      •         Что ты сам допить не смог? Сок, сок, сок ,сок.

В этой работе мы придерживались высказывания О.В.Правдиной:

 «С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно». (О.В. Правдина).

Отгадывание загадок также может быть направлено на автоматизацию звукопроизношения.  Так, автоматизации звука «Ц» нами была разработана игра с загадками  «Два братца»

Интересным приемом дифференциации группы свистящих – шипящих звуков в речи стала, разработанная нами игра – «Шифровальщики»

Воспитатели  вели активную работу по закреплению изученного - изучали с детьми малые фольклорные жанры в совместной и продуктивной  деятельности.

Большое внимание мы уделили работе над пословицами и поговорками .

Пословицы и поговорки  - меткие выражения, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом.

Совместно с воспитателями мы подбирали  пословицы к рассказам и сказкам (Сказка «Лиса и журавль» - пословица «Как аукнется, так и откликнется»; при сочинении сказки «Как ежик выручил зайца» - пословица «Сам погибай, а товарища выручай», басня Л.Толстого «Белка и волк» - пословица «Сам себя губит, кто других не любит», Сказка «У страха глаза велики» - пословицы «Страх силу отнимает», «У страха глаза, как плошки, а не видят ни крошки». Воспитатели также  активно использовали речевые игры по загадкам, пословицам, направленные на развитие у детей образной речи.

Была  подобрана  картотека мультфильмов, к которым легко подобрать пословицы:


3

Например, мультфильм «Мороз Иванович» мы  смотрели, когда говорили о трудеи трудолюбии и закрепляли пословицы о труде.

      Пословицы «Любишь кататься – люби и саночки возить»

4  «Цветик - семицветик» (пословицы о дружбе)
5  «Мама для мамонтенка» (о семье, о матери)
6 На примере экранизации басни Крылова «Ворона и лисица» мы познакомили детей с фразеологизмом «Слушать, развесив уши».
7 В рамках лексической темы «Предзимье» мы просмотрели мультфильм «Стрекоза и муравей». Мы уточняли, как готовятся к приходу зимы звери, насекомые. Подобрали к мультфильму пословицы о труде: «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», учили детей объяснять их смысл.

В продуктивной деятельности дети лепили героев басни .

 Родители воспитанников также принимали активное участие в проекте. Совместно мы сделали подборку пословиц, поговорок, образных выражений, считалок, скороговорок. Была проведена исследовательская работа  на тему «История возникновения пословиц и поговорок» .Дети с родителями составляли творческие рассказа по пословицам . С семейными рисунками и творческими работами по проекту вы сможете познакомиться позже.

Важность использования пословиц и поговорок в речевом развитии детей обусловлена тем, что все они построены на метафорах.

Метафора – это троп, то есть некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении. Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи. Метафора представляет собой перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства. Примеры метафор: «золотые волосы», «солнечная улыбка».

  Пословицы и поговорки способствуют развитию образной речи ребенка, т.к. именно в пословицах и поговорках наиболее часто мы встречаем метафоры - что ни  пословица, то непременно метафора. Они подталкивают ребенка к рассуждению, умозаключению, учат видеть иносказательный смысл, а использование данных языковых единиц в разговорной речи формируют ее образность.

Кроме того, в детском саду пословицы очень часто бывают уместны.

Робкого ребенка можно подбодрить пословицей: «Глаза страшатся, руки делают»,

пугливого успокоить: «У страха глаза велики», а копушу поторопить: «Семеро одного не ждут».

 В работе над пословицами и поговорками мы  сначала начинали работу только с пословицами, которые имеют прямой смысл («Яблоко на ужин – и врач не нужен», «Лук от семи недуг», «Один раз обманешь – другой не поверят»), постепенно вводили пословицы с двойным смыслом («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Любишь кататься – люби и саночки возить», «Дорога ложка к обеду»).

В работе над пословицами и поговорками мы использовали такие методы и приемы как:

1). Разбор пословицы или поговорки, предваряющий чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи; Например: Пословица «Один раз обманешь - другой не поверят» к рассказу Л.Толстого «Косточка». Мы выясняли у детей:

- Как они понимают  пословицу?

- Какие примеры они могут привести из своего опыта, связанные с содержанием пословицы?

-Как нужно поступить в той или иной ситуации?

-Как бы поступили вы?

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что читая рассказы Толстого, мы сами часто не обращаем внимания на те образные выражения, которые там присутствуют. Например, в том же рассказе «Косточка»: почему Ваня покраснел, как рак?.. Почему он стал бледным как полотно?

2) Использовали в работе над пословицами картинки и иллюстрации для того, чтобы дети могли понять значение пословицы (Например:  «Семь раз отмерь, один отрежь») . Это  позволяет не только познакомить детей с пословицами, научить пониманию их смысла, но и способствует развитию связной монологической речи, мышления, воображения и т.д.

3). Когда у дошкольников уже накопился некоторый запас пословиц и поговорок, мы предлагали им выбрать из нескольких - пословицу, соответствующую содержанию и идее определенной сказки  или рассказу.

Пословицы или поговорки обязательно произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

Кроме того, нами проводилась работа по обогащению речи детей фразеологизмами. Ознакомление детей с элементами русской фразеологии относится к содержанию словарной работы .

«Фразеологические обороты – это устойчивые, неразложимые словосочетания, своеобразные выражения, не переводимые дословно на другой язык. Они служат средством создания эмоциональной, выразительной речи, средством оценки каких-то явлений или событий» (словарь Ожегова). Для более продуктивной работы мы составили фразеологический словарь – минимум, разработали игры с фразеологизмами.

 Воспитатели учили детей воспринимать - слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать, отдельные, простые по содержанию, доступные им выражения из народно – разговорной фразеологии. Анализировали с детьми несколько выражений типа «Выйти из себя», «Взять себя в руки», «Дать волю рукам» и др., затем  делали обобщение: чтобы верно понять выражение, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь.

Таким образом, дети учились понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу. Они поняли, что фразеологические обороты – это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание.

Для совершенствования дикции мы использовали  заучивание скороговорок.

Скороговорка – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками.

В своей работе мы придерживались методики А.М. Бородич. Прежде всего, подобрали нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности.

Предлагали задание более творческого характера. Передать свое отношение к содержанию текста, выразить настроение, свои желания или намерения при помощи интонации, таким образом отрабатывали просодические компоненты речи. Очень продуктивными  в работе оказались скороговорки со схемами .

  Параллельно была организована работа по развитию у детей навыков речи – доказательства и речи – описания посредством загадки.

Загадка – это  — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Работу по развитию у детей навыков речи – доказательства и речи – описания предлагает Ю.Г. Илларионова. Методику отгадывания загадок мы модифицировали при помощи речевых игр, использования загадок-обманок, которые способствуют развитию внимания, мышления, фонематического слуха, развитию чувства юмора.

Загадки – обманки очень нравятся детям! Они развивают внимание, учат размышлять, развивают чувство юмора .

В своей работе мы использовали метод составления загадок - синквейн.

Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей умения находить наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат.

Мы с детьми составляли синквейн только на темы, хорошо им известные и обязательно показывали  образец.

И незаметно для самих детей игра в синквейн стала для них весёлым и занимательным занятием.

Мы использовали малые формы фольклора в театрализованной деятельности, где у детей закреплялось умение рассказывать, активизировался словарь, вырабатывалась выразительность и четкость речи.

Для старших дошкольников был организован праздник – развлечение по фразеологизмам: «Когда так говорят?» с целью обогащения словаря и с целью - обратить внимание детей на жанровые и языковые особенности речи, праздник «Красна речь пословицей».

Детьми подготовительной группы было организовано развлечение для малышей, где дети смогли применить полученные знания.  

Итак, малые формы фольклора в коррекционно - образовательной работе с детьми использовались как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Работа строилась на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

- в-третьих, активного включения детей;

- в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

После реализации проекта «Развитие образной речи посредством малых жанров фольклора» с целью выявления эффективности нашей работы и определения динамики формирования образной речи дошкольников была проведена контрольная диагностика по той же форме, параметрам и показателям. Диагностика осуществлялась воспитателями группы.

 Анализ контрольных диагностических карт показал, что у детей значительно повысился уровень речевых умений. Так, по результатам контрольной диагностики:

трое детей (21%) имели высокий уровень развития образной речи,

семеро детей (50%)– средний уровень,

один ребенок (8%)– уровень ниже среднего,

трое детей (21%)– низкий уровень – это дети, имеющие первоначально логопедическое заключение ОНР  2 уровня, часто болеющие)

Анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности используемых нами методов и приемов.

Кроме количественных показателей в процессе работы нами были отмечены такие качественные изменения речевого развития детей:

-у них повысился интерес к устному народному творчеству,

-они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки,

-самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

-у родителей повысился интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Они с удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Исходя из анализа работы, мы пришли к выводу, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР повышается, если соблюдать определенные условия:

- педагоги  - заинтересованные руководители процесса речевого развития детей;

- организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- малые формы фольклора отобраны адекватно возрасту детей.

 

Мы считаем, что практическая значимость работы состоит в том, что нами:

-разработан перспективный план работы по использованию малых форм фольклора с детьми 6-7 лет с ОНР,

- модифицирован диагностический материал, разработаны диагностические карты  для изучения уровня сформированности образной речи детей, знания и понимания ими малых фольклорных жанров,

-подготовлены консультации для родителей и педагогов по данной теме,

-разработана и внедрена в практику модель комплексного использования малых фольклорных форм в процессе работы с детьми 6-7 лет с ОНР, позволяющая опосредованно воздействовать на педагогические условия воспитания ребенка с нарушением речи и в семье,

-собраны картотеки загадок, пословиц, фразеологизмов, речевых игр  по разным темам,

-систематизирован наглядный материал по использованию фольклорных жанров в развитии образной речи дошкольников,

-созданы дидактические игры и речевые пособия для старших дошкольников.

Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей с ОНР вполне оправдывает себя. Об этом свидетельствует сравнительная диаграмма констатирующей и контрольной диагностик . И это не просто слова или цифры, за ними стоит большая работа всех педагогов нашего ДОУ, хорошие результаты, а самое главное, мы осуществляем коррекционную работу на доступном и интересном детям материале.

Вообще, образная речь – самая сложная категория речи, поэтому она доступна детям, имеющим интеллектуальную сохранность и достаточное речевое развитие. Дети с ОНР III уровня выпускаются в массовую школу и при этом они не должны отличаться по развитию от своих сверстников, поэтому необходимо уже в детском саду проводить работу по формированию всех сторон речи, в том числе и образной.

15 ноября/ 2015 Автор: Автор: Admin Дошкольное образование Комментариев: 13 Просмотров: 48129

Похожие статьи

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.