Научно-методический центр Управления образования администрации г.Орска

На сайте

Вход на сайт

Забыли пароль?

Популярные материалы

  • План августовских совещаний Порядок проведения августовских совещаний руководящих и педагогических работников системы образования города (август 2013 г.)
  • Публичный (открытый) доклад Новые образовательные стандарты как инструмент развития муниципальной системы образования. О состоянии и результатах деятельности управления...
  • План работы на сентябрь 2013 В плане произошли изменения! План работы методистов НМЦ на сентябрь 2013г.
  • Сердце отдаю детям С целью выявления и поддержки талантливых педагогов, совершенствования и развития  муниципальной системы дополнительного образования детей и в...
  • Дайджест Введение во ФГОС Введение государственных образовательных стандартов второго поколения вызывает у педагогов множество вопросов. Материалы, которые представлены в...
  • Серии по ФГОС издательства Просвещение Серия "Стандарты нового поколения" Серия « Работаем по новым стандартам»
  • Октябрь 2013г План работы методистов НМЦ на октябрь  2013г

Технологии подготовки и проведения устной части ЕГЭ по иностранному языку: проблемы и пути их решения

seminar Методическая консультация

Дата проведения: 21.01.2016

Место проведения: МОАУ «СОШ № 5 г. Орска»

Участники: шк.: № 5, 17, 39, 49, 54, 88 (2), гимназии № 2, 3.

По данному вопросу выступила Мясникова И. М., учитель немецкого языка высшей категории школы № 54, руководитель ГМО. которая определила проблему: «Как же подготовить учащихся к разделу «Говорение» ЕГЭ?». Впервые с 2009 года в содержание ЕГЭ вновь включена устная часть. Задачей устной части является проверка уровня сформированности умения использовать устную речь для развития у выпускников инициативы, самостоятельности при принятии решения, повышению активности и находчивости в ходе выполнения заданий. Для выпускников школ это новая часть экзамена, поэтому абитуриенты столкнутся с определёнными трудностями при сдаче данного аспекта.

Более подробно в своем выступлении остановилась на данном вопросе Панова С, В., учитель французского языка первой категории школы № 5.

Актуальность заключена в следующем: обучаемые должны правильно подготовиться к успешной сдаче устной части ЕГЭ по иностранному языку. Следует отметить, что овладение устной частью речи способствует существенной роли в коммуникации, что является наиболее сложным аспектом в изучении иностранного языка.

Для проверки логичного и связного построения высказывания, адекватного использования средств логической связи в устную часть ЕГЭ включены 4 задания. Время на подготовку каждого задания — 1,5 минуты. Общее время ответа абитуриента, включая время на подготовку, составляет 15 минут.

Задание 1

Задание С1 устной части — чтение текста вслух научно-популярного или информативного характера, имеющего базовый уровень сложности. При оценке ответа учитывается выразительное чтение, умение делить фразу на синтагмы. В задании проверяется не столько техника чтения, сколько смысловое наполнение.

Максимальный балл 1.

Анализ ответов абитуриентов после проведения тренировочного теста показал, что за 1,5 минуты школьники в состоянии просмотреть только часть текста, акцентируя внимание на сложных и незнакомых словах. Основные ошибки сводятся к неправильному прочтению сложных слов, неправильному ударению и неумению делить фразу на синтагмы, так как не успевают в отведённое время просмотреть весь текст. Поэтому проверить понимание текста экзаменуемыми довольно сложно, так как их внимание обращено на технику чтения. В связи с этим в оставшееся до экзамена время хотелось бы порекомендовать учителям поработать над техникой чтения аутентичных текстов небольшого объёма и общего понимания содержания текста.

Задание 2

Просмотрев рекламное объявление в виде картинки и краткой информации, экзаменуемым необходимо задать 5 вопросов, используя ключевые слова.

Максимальный балл 5.

При подготовке к выполнению второго задания следует объяснить экзаменующимся, что означают „direkte Fragen“ и „Stichpunkte“. Напомним, что термин «прямые вопросы» — это вопросы с вопросительным словом или без него. Готовясь к выполнению задания, экзаменуемые могут не знать ключевые слова в самом плане, и, как следствие, не смогут составить вопросы с этими словами.

Задание 3

В задании предлагается выбрать одну из 3 фотографий и описать её с опорой на план, включающий 5 подробных вопросов. Экзаменуемым необходимо описывать только то, что изображено на выбранной картинке. Следует обратить внимание абитуриентов на обязательное употребление логических средств.

Максимальный балл 7.

У экзаменуемых 1,5 минуты на подготовку и 2 минуты на говорение.

Предполагается, что объём монологического высказывания должен cодержать не менее 12–15 фраз. Возникает вопрос: что понимать под словом «фраза» в данном контексте. Описывая картинку, выпускники не ограничиваются односложными предложениями, а используют сложноподчиненные предложения, ответив на все вопросы плана. Таким образом, их полное высказывание содержит не более 7–8 фраз. И в связи с этим эксперты вынуждены снижать оценку до двух баллов, хотя выполненное задание соответствует всем критериям за исключением объёма.

Задание 4

Для выполнения задания предлагается сравнить две фотографии, подчеркнув сходство и различие в содержании. Фотографии должны быть близкими по сюжету, соответствовать программным требованиям и интересам выпускников. Как и в предыдущем задании, необходимо обратить внимание экзаменуемых на применение логических структур и умение выразить своё мнение, а также не забыть о вступлении и заключении. Объём высказывания — также не менее 12–15 фраз.

Максимальный балл 7.

У экзаменуемых 1,5 минуты на подготовку и 2 минуты на говорение.

В заключение хотелось бы посоветовать учителям иностранного языка организовать краткосрочные курсы для экзаменуемых, используя демонстрационные варианты, предлагаемые ФИПИ. В этом случае выпускники смогут научиться ставить вопросы, выражать свое мнение, используя сложноподчиненные предложения.

О. В. Чигажева, учитель немецкого языка высшей категории гимназии № 3, в своем выступлении ссылаясь на рекомендации председателя региональной предметной комиссии ЕГЭ по немецкому языку Вахрушевой М.И. , обратила внимание коллег на важные моменты:

Ученику кроме инструкции по выполнению заданий, дается еще инструкция по технической части экзамена.

ЗАДАНИЕ 1

Оценивается:

Звуковая сторона речи;

Ударение;

Паузирование;

Мелодика;

Связность прочтения.

Если не прочитано 50% текста, то эксперт ставит 0.

ЗАДАНИЕ 2

Учащийся ТОЛЬКО задает вопросы (вступления и завершающей фразы не нужно, они не оцениваются).

В немецком языке не возбраняется задавать косвенные вопросы.

Нельзя задавать краткие вопросы и вопросы типа «Расскажите мне о…»

Предпочтительна форма «Я».

Оценивается:

Выбор вопросительного слова;

Структура вопроса (порядок слов и пр.);

Не учитывается :

Фонетическая сторона речи (если не затруднено понимание);

Прочие грамматические ошибки, если они не затрудняют понимание сказанного (управление глаголов, окончания прилагательных и т.п.).

При оценивании

Учитывается порядок слов в предложении, глагол в нужной видовременной форме;

Тип вопроса должен соответствовать плану, т.е. установке;

Не учитываются ошибки в артиклях, предлогах, если они не меняют смысл высказывания;

Допускаются любые фонетические погрешности, не затрудняющие понимание высказывания.

Типичные ошибки:

Описывают картинку или составляют монолог вместо уточняющих вопросов;

Запрашивают не ту информацию, которая требуется;

Используют краткие вопросы или утвердительные предложения.

ЗАДАНИЕ 3. Монолог

Ответ начинается с фразы «Ich habe das Foto … gewählt», которая НЕ засчитывается как вступительная фраза;

Предполагается, что ученик показывает фото другу, поэтому следует использовать форму «ты»;

Важно: Ученик сам сделал фото. Нельзя говорить: «На этом фото я и …». В этом случае ставится 0 за первый критерий и ответ не оценивается;

Снижается оценка при недостаточном количестве предложений (12-15).

Типичные ошибки:

Описываются 3 картинки вместо одной;

Не формулируют вступительную и заключительную фразы;

Неправильно интерпретируют содержание картинки;

Не высказывают свое мнение о сюжете картинки;

Не используют разговорные клише при описании картинки;

Дают по одной фразе на каждый пункт плана;

Допускают фонетические и лексико-грамматические ошибки.

ЗАДАНИЕ 4. Монолог

Описываются 3 картинки вместо одной;

Не формулируют вступительную и заключительную фразы;

Неправильно интерпретируют содержание картинки;

Не высказывают свое мнение о сюжете картинки;

Не используют разговорные клише при описании картинки;

Дают по одной фразе на каждый пункт плана;

Допускают фонетические и лексико-грамматические ошибки.

Типичные ошибки:

Не сравнивают, а просто описывают сюжет двух картинок;

Не выделяют общие и отличительные характеристики картинок;

Не выражают свое отношение к картинкам;

Не формулируют вступительную и заключительную фразы;

Не используют разговорные клише при сравнении картинок;

Допускают лексические и грамматические ошибки в ответе.

Оценивание в «0» баллов.

«Х» выставляется в случае невыполнения задания (молчание), «О» – если учащийся произнес «Отказываюсь от ответа».

«О» выставляется в задании 2, если учащийся вместо вопросов отвечает на пункты плана, часто в форме монолога;

в задании 3, если учащийся описывает 2 или 3 картинки, даже если он следует пунктам плана (непонимание коммуникативной задачи);

в задании 4, если учащийся описывает картинки по отдельности, не сравнивая (непонимание коммуникативной задачи).

В помощь учителям и учащимся были предложены ссылки и памятки.

http://lerne.ru/учителю/item/366-устная-часть

http://iyazyki.ru/2015/05/abiturient-oralpart/ http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?

КИМовhttp://www.resolventa.ru/data/nemege/nemege2015_u.pdf

Памятка: Как выполнить задание 1 .

В данном задании нужно прочитать вслух текст научно-популярного характера. Чтобы успешно выполнить это задание, советуем придерживаться следующих рекомендаций.

До чтения текста вслух

прочитайте инструкцию к заданию;

просмотрите текст, чтобы понять его содержание;

помните,что время подготовки ограничено 1.5 минутами.

Во время чтения текста вслух

соблюдайте правила чтения и произношения;

соблюдайте фразовое ударение: выделяйте голосом ударные слова и не выделяйте голосом неударные слова;

не забывайте о логическом ударении, с помощью которого вы можете выделить любое, даже неударное слово;

правильно расставляйте паузы в предложениях;

читайте с правильной интонацией каждую смысловую группу и предложение в соответствии с его коммуникативным типом;

не допускайте необоснованных и длинных пауз между словами внутри предложения и между предложениями (время чтения текста ограничено 1.5 минутами), выдерживайте средний темп чтения.

Памятка: Как выполнить задание 2.

В данном задании нужно задать 5 прямых вопросов. Чтобы успешно выполнить это задание, советуем следовать следующим рекомендациям.

Во время подготовки задания

внимательно прочитайте инструкцию к заданию;

убедитесь, что вы понимаете, о чем именно необходимо спросить в каждом вопросе;

решите, какой тип вопроса (общий или специальный) необходимо задать в каждом случае;

сформулируйте вопросы, соблюдая порядок слов, характерный для каждого типа вопроса;

помните, что время подготовки задания ограничено 1.5 минутами .

Во время выполнения задания

формулируйте вопросы, обращая внимание на порядок слов вопросительного предложения;

произносите вопросительные предложения с правильной интонацией;

используйте разнообразную лексику, соответствующую предлагаемой ситуации;

помните, у вас есть 20 секунд, чтобы задать каждый вопрос.

Памятка: Как выполнить задание 3.

В данном задании нужно описать одну из 3 предложенных фотографий в соответствии с поставленной задачей. Чтобы успешно выполнить это задание, советуем придерживаться следующих рекомендаций.

Во время подготовки задания

внимательно прочитайте инструкцию к заданию;

выбирайте для описания из 3 предложенных фотографий ту, описывая которую, вы сможете назвать, кто или что изображено на фотографии, что происходит, кто что делает, где происходит действие;

подумайте, что вы можете сказать по каждому пункту задания;

помните, что время подготовки задания ограничено 1.5 минутами.

Во время выполнения задания

помните, что вам нужно раскрыть содержание каждого пункта;

учитывайте, что объём высказывания должен быть 12-15 фраз;

начните описание со вступительной фразы (Ich habe das Foto №… gewählt.);

помните, что ваше высказывание должно быть логично и иметь завершённый вид;

учитывайте, что время выполнения задания ограничено 2 минутами.

Памятка: Как выполнить задание 4.

В задании нужно сравнить 2 фотографии по данному плану. Чтобы успешно выполнить это задание, советуем следовать следующим рекомендациям.

Во время подготовки задания

внимательно прочитайте инструкцию к заданию;

определите общую для обеих фотографий тему;

определите общие и отличительные черты фотографий; постарайтесь увидеть 2 сходства и 2 отличия ;

сформулируйте своё мнение;

помните, что время подготовки задания ограничено 1.5 минутами.

Во время выполнения задания

следуйте пунктам задания при построении высказывания;

помните, что в ответе должны присутствовать вступительная и заключительная фразы;

учитывайте, что объём высказывания должен быть 12-15 фраз;

используйте различные грамматические структуры и разнообразную лексику, соответствующую сюжету картинок;

помните, что время выполнения задания ограничено 2 минутами .

24 марта/ 2016 Автор: Автор: Admin Иностранные языки Комментариев: 1 Просмотров: 25291

Похожие статьи

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.