Научно-методический центр Управления образования администрации г.Орска

На сайте

Вход на сайт

Забыли пароль?

Популярные материалы

  • План августовских совещаний Порядок проведения августовских совещаний руководящих и педагогических работников системы образования города (август 2013 г.)
  • Публичный (открытый) доклад Новые образовательные стандарты как инструмент развития муниципальной системы образования. О состоянии и результатах деятельности управления...
  • План работы на сентябрь 2013 В плане произошли изменения! План работы методистов НМЦ на сентябрь 2013г.
  • Сердце отдаю детям С целью выявления и поддержки талантливых педагогов, совершенствования и развития  муниципальной системы дополнительного образования детей и в...
  • Дайджест Введение во ФГОС Введение государственных образовательных стандартов второго поколения вызывает у педагогов множество вопросов. Материалы, которые представлены в...
  • Серии по ФГОС издательства Просвещение Серия "Стандарты нового поколения" Серия « Работаем по новым стандартам»
  • Октябрь 2013г План работы методистов НМЦ на октябрь  2013г

Смысловое чтение как одно из условий успешной реализации ФГОС

Рисунок2 1 марта 2017 года в Гимназии №3 г. Орска состоялся семинар по теме «Смысловое чтение как одно из условий успешной реализации ФГОС»

Материалы семинара (311,58kb)

 

План проведения

 

9.00-9.30 – регистрация участников семинара

 

9.30-9.45 – Слово о стратегии смыслового  чтения: 10.00-12.00 – Опыт реализации стратегии                                  смыслового чтения на уроках

 

12.15-12.45 – Рефлексия (к.22, 24, 27)

 

 

 

Практическая часть

 

 

 

 

 

ФИО учителя

Тема урока

каб.

1

1

Богданова Вера Вячеславовна, учитель ВК

Урок ИЗО во 2в классе

Изразцовая русская печь (Сюжетно-декоративная композиция по мотивам русских народных сказок)

21

2

Чикризова Валентина Васильевна, учитель 1К

Урок технологии в 5б классе

Орнамент. Символика орнамента.

44

2

1

Шинкаренко Ольга Михайловна, учитель ВК

Урок чтения в 3в классе

В.Драгунский «Бы». Проблемы взрослых и детей.

28

2

Латышева Екатерина Григорьевна, кандидат филол.  наук

Урок литературы в 6г классе

Герои-чудики в рассказе В.И. Шукшина «Критики»

32

3

1

Байбулатова Татьяна Александровна, учитель 1К

Урок литературного чтения в 4а классе

Мир семьи, уроки душевной открытости. Ю.Яковлев «Мама».

17

2

Кесарева Ирина Сергеевна, учитель  1К

Урок литературы в 8в классе

Рассказ «Челкаш» М. Горького. Герои и их судьбы. Раннее творчество М. Горького.

33

4

1

Чегодаева Наталья Павлова, учитель  ВК

Урок математики во 2а классе

Умножение и деление.

16

2

Корниенко Ирина Васильевна, учитель 1К.

Урок математики в 5а классе

Сложение и вычитание десятичных дробей при решении задач

35

5

1

Белякова Екатерина Петровна, учитель ВК

Урок окружающего мира в 4в классе

Российская империя в XIX веке.

15

2

Ерошкина Ирина Владиславна, учитель ВК

Урок биологии в 7в классе

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

34

6

1

Кондратьева Елена Юрьевна, учитель ВК.

Урок английского языка в 7б классе

Здоровый образ жизни

31

2

Бебина Ольга Ивановна,  кандидат педагогических наук

Урок английского языка в 7а классе

Королева и парламент.

22

7

1

Чигажева Ольга Васильевна, учитель ВК

Урок немецкого языка в 7в классе

Защита природы - актуальная проблема современности

48

2

Сотникова Наталья Сергеевна, учитель 1К.

Урок английского языка в 8б классе

Добро пожаловать в Шотландию.

38

8

1

Каменев Даниил Сергеевич

Урок обществознания в 5а классе

Урок-практикум «Труд»

45

2

Романович Светлана Вячеславовна, кандидат исторических наук.

Урок истории в 11а классе

Причины, цена и итоги Великой Победы

27

9

1

Симонцев Иван Иванович, учитель ВК

Урок физической культуры в 6б классе

Гимнастические упражнения на снарядах. Акробатическая комбинация.

с/зал

2

Кущева Татьяна Владимировна, преподаватель-организатор ОБЖ 1К

Урок ОБЖ в 9б классе

Террористическая   деятельность и наказание за ее осуществление

41

10

1

Алексеева Ольга Сергеевна, учитель ВК

Урок физики в 9а классе

Переменный ток.

20

2

Кочугурова Ольга Анатольевна, учитель 1К.

Урок химии в 8а классе

Растворы. Массовая доля растворенного вещества.

 

30а

11

1

Карпенко Юлия Анатольевна

Урок информатики в 7а классе

Наглядное представление информации. Диаграммы.

25

2

Журавлева Марина Юрьевна, учитель ВК

Урок геометрии в 11б классе

Объем наклонной призмы.

36

Текст  — «это последовательная осмысленность вы­сказываний, передающих информацию, объединен­ных общей темой... обладающая свойствами связ­ности и цельности» (В. П. Руднев).

 

3  фазы полноценного чтения:

  1. Восприятие текста: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узна­вание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
  2. Извлечение смысла, интерпретация текста: упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопо­ставление, группировка, анализ и обобщение, со­отнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
  3. Создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

3 уровня качества чтения - понимания текста:

  1. Понимание фактов.
  2. Понимание мыслей, связей, причин, следствий – подтекста.
  3. Осознание авторской и собственной позиции по отношению ктому, что и как написано.

Грамотность чтения – владение умениями:

  • общая ориентация в содержании текста и по­нимание его целостного смысла;
  • нахождение информации;
  • интерпретация текста;
  • рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Смысловое (продуктивное) чтение

 — вид чте­ния, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции уни­версальных учебных действий (А. Асмолов, Г. Бурменская, И. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:Текст  — «это последовательная осмысленность вы­сказываний, передающих информацию, объединен­ных общей темой... обладающая свойствами связ­ности и цельности» (В. П. Руднев).

 

 

 

3  фазы полноценного чтения:

 

1.       Восприятие текста: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узна­вание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

 

2.       Извлечение смысла, интерпретация текста: упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопо­ставление, группировка, анализ и обобщение, со­отнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

 

3.       Создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

 

3 уровня качества чтения - понимания текста:

 

1.       Понимание фактов.

 

2.       Понимание мыслей, связей, причин, следствий – подтекста.

 

3.       Осознание авторской и собственной позиции по отношению ктому, что и как написано.

 

Грамотность чтения – владение умениями:

 

§  общая ориентация в содержании текста и по­нимание его целостного смысла;

 

§  нахождение информации;

 

§  интерпретация текста;

 

§  рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

 

Смысловое (продуктивное) чтение

 — вид чте­ния, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции уни­версальных учебных действий (А. Асмолов, Г. Бурменская, И. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:

Ø  с осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;

Ø  с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

Ø  с определением основной и второстепенной информации;

Ø  с формулированием проблемы и главной идеи текста

3 способа смыслового чтения.

1.      Аналитический, или структурный. Читатель идет от целого к частному. Цель— понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.

2.                Синтетический, или интерпретационный. Читатель движется от частного к целому. Цель— выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Основное внимание уделяется терминам и суждениям ав­тора. Результат — понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанно­го новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и т. д.).

3.      Критический, или оценочный. Цель — оце­нить авторский текст и решить, согласен ли чи­татель с ним.

Обучение наиболее развитому виду чтения — смысловому (рефлексивному) — заключается в овладении следующими умениями:

1)      предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку;

2)      понимать основную мысль текста;

3)      формировать систему аргументов;

4)      прогнозировать последовательность изложе­ния идей текста;

5)      сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

6)    выполнять смысловое свёртывание выделен­ных фактов и мыслей;

7)      понимать назначение разных видов текстов;

 понимать невыраженную (подтекстовую)

1)    ин­формацию текста;

2)     сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;

3)         выражать информацию текста в виде крат­ких записей;

4)         различать темы и подтемы специального текста;

5)         ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент ин­формацию;

6)         выделять не только главную, но и избыточ­ную информацию;

7)         пользоваться разными техниками понима­ния прочитанного;

8)         анализировать изменения своего эмоци­онального состояния в процессе чтения, получения, переработки информации и её осмысления;

9)         понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать6.

Стратегии смыслового чтения

 — это различ­ные комбинации приемов развития смыслового чтения, алгоритмы  умствен­ных действий и операций в работе с текстом.

 

Методологическая основа

 

Технология овладения навыком смыс­лового чтения Н. Сметанниковой (трёхэтапная работа с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения) перекликается с идеями Г. Граник,  Концевой и С. Бондаренко и создателями технологии продуктивного чтения в ОП «Школа - 2100» Н. Н. Светловской, Е. В. Бунеевой и О. В. Чиндиловой.

Рисунок1 Рисунок3  

 

9 марта/ 2017 Автор: Автор: Olgadav Новости Комментариев: 0 Просмотров: 18900

Похожие статьи

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.