Научно-методический центр Управления образования администрации г.Орска

На сайте

Вход на сайт

Забыли пароль?

Популярные материалы

  • План августовских совещаний Порядок проведения августовских совещаний руководящих и педагогических работников системы образования города (август 2013 г.)
  • Публичный (открытый) доклад Новые образовательные стандарты как инструмент развития муниципальной системы образования. О состоянии и результатах деятельности управления...
  • Сердце отдаю детям С целью выявления и поддержки талантливых педагогов, совершенствования и развития  муниципальной системы дополнительного образования детей и в...
  • Дайджест Введение во ФГОС Введение государственных образовательных стандартов второго поколения вызывает у педагогов множество вопросов. Материалы, которые представлены в...
  • План работы на сентябрь 2013 В плане произошли изменения! План работы методистов НМЦ на сентябрь 2013г.
  • Серии по ФГОС издательства Просвещение Серия "Стандарты нового поколения" Серия « Работаем по новым стандартам»
  • Октябрь 2013г План работы методистов НМЦ на октябрь  2013г

Телеконференцсвязь - обобщение опыта словесников гимназии N 2 на федер уровне

 russian_liter 2 декабря 2013 года в гимназии № 2 г. Орска состоялся очередной сеанс видеоконференцсвязи в рамках программы «Гимназический союз России» Фонда поддержки образования, стратегической задачей которой является организация постоянного профессионального сетевого взаимодействия гимназий и лицеев России через ресурс видеоконференцсвязи. Роль активной студии состоявшегося  сеанса, тема которого была определена как «Опыт духовно-нравственного воспитания российских школьников», выполняла студия гимназии № 2 в лице основных докладчиков - членов кафедры гуманитарных дисциплин и гостей – методиста НМЦ г. Орска Сыресенковой Л.И., представителей городского методического объединения учителей русского языка и литературы.  

DSC01842

Первым был представлен доклад заведующей кафедрой гуманитарных дисциплин гимназии № 2  Галиуллиной А.Х. по теме: «Актуализация содержания текста как средство формирования нравственных ориентиров». Альфия Хуснуловна подчеркнула особую миссию учителя-словесника, призванного помогать современным школьникам выдерживать натиск жестокой реальности, врачевать души учеников любовью к человеку, поворачивая их в сторону отечественных традиций, духовных истоков русской и мировой культуры. Говоря о  роли литературы как школьной дисциплины в реализации важнейших воспитательных целей, Галиуллина А.Х. остановилась на таких серьёзных проблемах в преподавании литературы, как планомерное  сокращение количества учебных часов при сохранении объёма учебного материала, низкий уровень читательской культуры школьников, губительность подмены текстов художественных произведений их краткими изложениями, невозможность информационных технологий обеспечить учащихся  ключами доступа ко всем видам  информации, содержащейся в текстах. Возможный путь решения наболевших проблем, по мнению докладчика, - изменение подходов в преподавании литературы, переход от формального изучения текстов к творческому осознанному общению с ними. Альфия Хуснуловна поделилась опытом формирования нравственных ориентиров у обучающихся путём актуализации содержания текстов посредством семиотического подхода к изучению литературы. Раскрыв основные положения данного подхода, Галиуллина А.Х. привела примеры актуализации содержания  текста художественного произведения, понимаемого как знаковое образование, на уроках литературы в среднем и старшем учебных звеньях. Значимость семиотического подхода была подчёркнута и озвученными докладчиком результатами индивидуального исследования, свидетельствующими о том, что данный подход способствует погружению школьников в пространство культуры, позволяет узнавать, интерпретировать, анализировать, а следовательно, и принимать смыслы и ценности национальной и мировой культуры, способствует созданию духовно-нравственной сферы, воздействующей на личность современного подростка, охраняющей от нигилизма, цинизма  и неприятия моральных норм и общезначимых ценностей.

         Зав. кафедрой гуманитарных дисциплин отметила, что в  гимназии № 2 логическим  продолжением уроков, вскрывающих нравственное  содержание художественных произведений, становится внеурочная деятельность, направленная на включение школьников в социальные и культурные проекты, способствующие проигрыванию и интериоризации норм взаимоотношений людей в обществе, человеческом общежитии.Именно этой теме был посвящён доклад  учителя литературы, победителя муниципального и призера областного конкурса классных руководителей в прошлом учебном году Ирины Николаевны Чоповской. Цель данного выступления – осветить роль классного руководителя, учителя-словесника, в становлении классного коллектива и детского самоуправления. Ирина Николаевна отметила, что, выполняя функции классного руководителя, старается создать коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей разностороннему развитию учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка и развитию  ученического самоуправления. Этим обусловлен выбор ключевой цели воспитательной системы класса: формирование самостоятельной и активной в собственном жизнестроении и саморазвитии личности школьника, ориентированной на общезначимый идеал и национальные ценности. Докладчиком были представлены критерии, лежащие в основе построения воспитательной системы классы, формы осуществления ученического самоуправления, направления работы групп  учащихся по интересам. Говоря о многообразных формах работы с учащимися класса, Ирина Николаевна особое внимание уделила проектной деятельности, в ходе которой происходит формирование чувство коллективизма, включение в социально значимую совместную деятельность, приобретаются навыки совместного планирования, проведения дела и его анализа. Следующая часть выступления была посвящена представлению двух наиболее интересных и результативных проектов – «Преданья старины глубокой» и «Должны смеяться дети».  В заключительной части доклада был сделан вывод о том, что применение технологий проектного обучения, КТД, использование активных методов обучения позволяет совершенствовать коммуникативную, познавательную, социально-гражданскую компетенции учащихся, формировать навыки работы в команде и  развивать ученическое самоуправление.

Следующее выступление, подготовленное учителем физической культуры Ушаковой Татьяной Геннадьевной, было посвящено проблеме реализации здоровьесберегающего подхода в гимназии. В основе данного подхода лежит понимание формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как одной из задач духовно-нравственного воспитания. Докладчиком были озвучены предпринимаемые государством меры по приобщению школьников к ценностям здорового образа жизни,  по снижению процента приобретенных в школе заболеваний, перечислены условия здоровья сбережения, созданные в гимназии № 2. Основной частью доклада стало представление разработанной Ушаковой Т.Г. технологии приобщения школьников к ценности физически развитой личности, направленной на решение проблемы введения мер по реализации рациональной двигательной активности на уроке. В рамках применения данной технологии был разработан спецкурс «Школа здоровья», отработаны педагогические техники, позволяющие каждому проявить себя на уроке физкультуры, разработана модель физически активной личности учащегося. Докладчиком отмечено, что всё вышеназванное стало методической базой для реализации здоровьесберегающих направлений в преподавании физкультуры в гимназии № 2.

       Выступления членов кафедры гуманитарных дисциплин гимназии № 2 г. Орска вызвали большой интерес у участников конференции. Развернулась дискуссия в рамках круглого стола, что было определено форматом сеанса. В обсуждении вопросов, касающихся духовно-нравственных основ развития личности в образовательном пространстве, приняли участие члены методического объединения учителей русского языка и литературы. Так, учитель-словесник школы № 52 Демушов К.Г. познакомил участников круглого стола со своим видением роли литературы как учебной дисциплины в формировании  у школьников нравственных ориентиров. Кирилл Геннадьевич считает, что основная роль школьных предметов вообще и уроков литературы в частности в духовно-нравственном формировании личности школьника заключается в том, чтобы он смог ориентировать в огромном пространстве культуры, вырабатывая в себе сознательные запреты. Кроме того, отмечает учитель, литература позволяет демонстрировать «выгоду» высокой духовности и нравственности: чем выше человек поднимется по этой лестнице, тем больше у него будет свободы в пространстве культуры. К.Г. Демушов ссылается на мнение М. Бахтина, утверждавшего следующее: «Автор — пленник своей эпохи, своей современности. Последующие времена освобождают его из этого плена, и литературоведение призвано помочь этому освобождению». Развивая идею великого учёного, педагог подчеркнул, что читатель сам освобождается из плена собственной эпохи благодаря литературе, когда проникает в мир произведения через интерпретацию ключевых мотивов, эпизодов, образов. Читатель становится соавтором произведения и автором собственной жизни. Формирование именно такого сознательного отношения к жизни и есть цель духовно-нравственного воспитания.

Искренняя, неподдельная  тревога за судьбу духовных ценностей в современной российской школе прозвучала  в выступлении учителя русского языка и литературы школы № 1 г. Орска Мифтахитдиновой Л.Р.: «…главная национальная идея, которая раньше заключалась в красоте познания, добре, сочувствии, теперь  имеет одно содержание – деньги; общество, где пустые души и выпрямленные мозги,  не может существовать свободно». Луиза Рафгатовна напомнила участникам  дискуссии о позиции Н.А. Некрасова: «Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг отступать от своей цели — возвысить общество до своего идеала — идеала добра, света и истины». Именно такую цель, по мнению педагога, должны преследовать настоящие уроки литературы, человековедения.

           В заключительной части работы круглого стола слово было предоставлено методисту научно-методического центра г. Орска Л.И. Сыресенковой. Любовь Ивановна познакомила участников дискуссии с наиболее значимыми и эффективными способами организации духовно-нравственного воспитания учащихся, которые используются в работе городского сообщества учителей-словесников. Методистом была подчёркнута воспитательная ценность таких традиционных конкурсов, как «Рукописная книга», «Твой шанс», «Капитанская дочка», и новых форм  работы, объединяющих учащихся разных школ города в процессе обсуждения самых разных вопросов, вызванных знакомством с той или иной книгой. Сыресенкова Л.И. отметила интересный опыт гимназии № 2 в организации встреч учащихся разных общеобразовательных учреждений, в ходе которых происходит открытие слова писателя, нравственных уроков оставленных им посланий. Также  в выступлении методиста прозвучала важная мысль о необходимости привлечения родителей к участию в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Итак, состоявшийся 2 декабря сеанс телеконференцсвязи прошёл успешно, выступления  докладчиков получили высокую оценку как руководителя проекта, директора по работе с регионами ФПО Зуевой Лидии Андреевны, так и участников круглого стола.

9 декабря/ 2013 Автор: Автор: Admin Русский язык и литература Комментариев: 4 Просмотров: 30217

Похожие статьи

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.