Научно-методический центр Управления образования администрации г.Орска

На сайте

Священные страницы Победы

75_pobeda

27 декабря/ 2019 Автор: Автор: Admin Новости Комментариев: 0 Просмотров: 242 Подробнее →

Вход на сайт

Забыли пароль?

Священные страницы Победы

 Интерактивный дневник "Великая Отечественная война в исторических документах, фото, архивных материалах и воспоминаниях

Открытое письмо Сопредседателей Центрального штаба ООД «Бессмертный полк России» в адрес С.Н. Бородулина 20.12.2019 г.

27 декабря/ 2019 Автор: Автор: Admin Новости Комментариев: 0 Просмотров: 156 Подробнее →

портал персональные данные дети

Популярные материалы

Гуманитарный и деятельностный подходы - теоретико-методологическая основа концепции Федеральных государственных образовательных стандартов

seminar 

На базе  школы № 13 проведена творческая площадка учителей музыки по теме: «Гуманитарный и деятельностный подходы – теоретико-методологическая основа концепции Федеральных государственных образовательных стандартов».

Присутствовало 23 учителя из школ № 2, 4, 5, 13, 15, 17, 20, 23,  25, 27, 28, 29, 35, 37, 39, 40, 50, 51, 52, 53, гимназий № 2, 3, Лицей №1

Цель: Выявление сути гуманитарности и системно - деятельностного подхода в образовании,  особенности построения учебного процесса.

Задачи:

  • раскрыть мировоззренческое значение идей гуманитаристики в образовании;
  • изучить теоретические положения системно-деятельностного подхода;
    • отметить основные компоненты и дидактические принципы системно-деятельностного подхода на уроке музыки

Проблемное поле:

  1. Системно - деятельностный подход в преподавании музыки как технологическая основа ФГОС
  2. Принципы деятельного подхода в современной дидактике
  3. Мировоззренческое значение идей гуманитаристики в образовании
  4. Урок музыки  на основе принципа гуманитарности и в контексте ФГОС ОО
  5. Структура урока музыки в технологии деятельностного подхода.
  6. Рефлексия учебной деятельности на уроке музыки
  7. Гуманитарная информационно-образовательная среда: новые  возможности
  8. Пакет документов по комплексно-тематическому  планированию образовательной области "Искусство. Музыка".
  9. Аттестация педагогических кадров как средство повышения профессиональной

компетентности учителей музыки.

 

 

1 I.     По первому вопросу выступила Журавлева Н.С., учитель в/к СОШ № 13, которая  заострила внимание присутствующих на том, что ФГОС НОО и ОО – это государственный инструмент системных обновлений школьного образования, которые задают ориентиры развития данной ступени. Идеология стандарта направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру, организацию и результат школьного образования, на соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности. Предлагается особое внимание уделять формированию общей культуры ребенка, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию навыков учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Гуманитарность в контексте модернизации школьного образования рассматривается как обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей. Гуманитаризировать знание - значит сделать его личностно-ориентированным, субъективно значимым для человека.

В связи с чем, в концепции ФГОС системообразующим является системно-деятельностный подход. Были раскрыты принципы системно-деятельностного подхода

Один из принципов СДП  - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность искусство, занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека.

Современный урок музыки  - элемент гуманитарной образовательной технологии. Его составляющие: субъектность, осознанность, метапредметность, текстуальность, культуротворчество, диалогичность.

Исходя из приоритетов учебной деятельности можно выделить основные этапы построения урока музыки  при системно - деятельностном подходе:

1. Мотивация к учебной деятельности

 2. Актуализация и пробное учебное   действие с предварительной демонстрацией

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из  затруднения

5. Реализация построенного проекта

6. Первичное закрепление учебного действия  с озвучиванием хода учебного   действия

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

При этом приоритетное значение в содержании занятий приобретает опыт музыкально-творческой деятельности, усилением деятельностного компонента, мотивированного личностным эмоциональным опытом ребенка и определяется способностью учителя погрузить ребенка в активное проживание художественных произведений. Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, коллективная система обучения, дифференцированное обучение, развитие критического мышления, модульное обучение, игровая деятельность. Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения».

Закончила  свое выступление Надежда Салимовна  притчей.

Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Все в наших руках, уважаемые коллеги. Мы в пути, приглашаем и вас присоединиться к нам и вместе с нами осваивать специфику уроков разной целевой направленности в технологии деятельностного метода.

 

2 II. Своим опытом реализации системно - деятельностного подхода на уроках  музыки поделилась Шевлякова Ольга Анатольевна, учитель музыки МОАУ «СОШ № 17. Она дала

методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода, рассказала о принципах построения урока, привела  примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Акцентировала внимание учителей на том, что реализация новых стандартов в большей степени зависит от педагога, который перестает быть единственным носителем знаний, а  выполняет роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.  Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1.      Использование дифференцированных заданий.

2.      Включение в образовательный процесс ИКТ.

3.      Использование метода проектов.

 

3 III.      Презентовала  пакет документов по комплексно-тематическому  планированию образовательной области "Искусство. Музыка» Гуреева Елена Николаевна, учитель музыки первой категории МОАУ « СОШ № 5».  Ею  были предложены варианты рабочих программ, календарно-тематического планирования  и поурочных  технологических карт урока, составленных  в соответствии с требованиями ФГОС. В своих примерах она опиралась на не только свой опыт составления программы и КТП, но привела примеры ученых   Махмутова М.И., Зотова Ю.Б. и Саранцева Г.И. Был  приведен пример технологической карты  урока в 5 классе по теме « Музыка в кино, в театре и на телевидении».

 

 

 

4 IV.     О новых возможностях гуманитарной  информационно-образовательная среды рассказала Чураева Виулена Ивановна, учитель высшей категории МОАУ    «Гимназия № 2».

В своём выступлении Чураева В.И. дала определение  информационно-образовательной среды;  подчеркнула, что информационно-образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания на уроках музык;  познакомила учителей  с авторской методикой работы с электронным учебником (ОМС) для  разных типов урока: уроки «открытия» нового знания; уроки отработки умений и рефлексии; уроки развивающего контроля. Кроме этого педагог представила учителям огромный банк  методических материалов по предмету.

Компьютерная техника и информационные технологии в разумном использовании способны привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к уроку и значительно повысить качество обучения.

Правильно организованная ИОС урока музыки, грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить:

• дифференциацию обучения;

• повысить мотивацию учащихся;

• обеспечить наглядность представления практически любого материала;

• обучать современным способам самостоятельного получения знаний.

 

V.        Руководитель ГМО познакомила учителей с Приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с планом работы ГМО на 2014-2015 учебный год.

В конце заседания были приняты рекомендации.

 

Рекомендации.

 

Руководствуясь рекомендациями августовской конференции руководителей образовательных организаций города Орска: «Комплексная модернизация системы образования г. Орска: достижения, проблемы, приоритеты, перспективы», обсудив вопросы   

вопросы реализации системно-деятельностного подхода городская августовская творческая лаборатория учителей музыки  рекомендует:

  •  изучить  новый базовый закон об образовании в России Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • продолжить знакомиться с концепцией, структурой и содержанием ФГОС ООО,  обратить внимание на мировоззренческое значение идей гуманитаристики в образовании; с  концепцией, принципами и технологиями  системно -деятельностного  подхода в  обучении;
  • совершенствовать содержание и способы организации образовательного процесса для достижения соответствия результатов освоения образовательных  программ современным требованиям в соответствии с ФГОС;
  •   спланировать повышение квалификации по вопросам внедрения ФГОС ООО на базе НМЦ или КБПК с аттестацией;
  • в работе использовать учебно-методические комплекты по музыке, рекомендованные  (допущенные) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Министерством образования и науки Российской Федерации в 2014-2015 учебном году;
  • продолжить работу с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов;
  • для самообразования рекомендуется использовать следующие методические пособия:

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3.  Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред.. – М., 2000.

5.  Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004

6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

 

Для методической помощи учителям рекомендуется пользоваться сайтами:

1. Cайт  Министерства образования и науки РФ.

2.  http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.

3. http://www.informika. ru – сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».

4.  http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

5. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

6. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

7. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

8. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей»

4 сентября/ 2014 Автор: Автор: Admin Музыка, ИЗО Комментариев: 1 Просмотров: 17142

Похожие статьи

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.